Главная » Читальный зал » Литературоведение

Образ малой родины в творчестве невьянских поэтов
Урал для России - Каменный пояс, щит и опора державы. А для нас, здесь живущих, скорее - край-загадка с невообразимо-красивой природой. Малая родина. Частица любимой Отчизны, близкие душе обычаи, места детства, овеянные чистотой и поэзией… И как здесь не рождаться поэтам!

О литературной группе «Нейва»

В провинциальных городках, как водится, таланты выступают под эгидой местных газет, где их  творения получают оценку и «путевку в жизнь» - первые публикации. Редакция газеты «Звезда» была тем местом, где начинающие авторы могли найти искреннее сочувствие, получить доброжелательный и взыскательный совет. Среди сотрудников редакции оказался поэтически одаренный и располагающий к себе человек - Анна Петровна Игнатьева. Она была не просто открыта для общения, но буквально притягивала к себе местные дарования. Поэты сразу попадали под обаяние беспредельной эрудиции Анны Петровны, которая любую жизненную ситуацию могла «прокомментировать» стихами, коих знала наизусть великое множество.
В доверительном общении с ней растущий круг поэтов в 1987 году оформился в творческое сообщество - литературную группу «Нейва» - которое под ее руководством стабильно просуществовало целое десятилетие. Так небольшая, но проворная уральская речушка становится  символом местной музы. А «среда обитания» способствовала быстрому творческому росту поэтов, выходу  к широкому читателю. Трудясь вдохновенно и плодотворно, авторы создают в 1991 году первый коллективный сборник – «Нейвы радужные переливы», а вслед за ним выпускают отдельные книги: И.Зверев «Струны тревожного сердца», И.Зверев и П.Григорьев «Нектар цветка и горечь перца», Ю.Паромов «На бреющем полете» (двухтомник), А.Будникова «В объятиях певучей доброты», А.Мельман «У костра моей памяти» и др. В 2001 году, к десятилетию создания группы, был издан новый коллективный сборник «Поэты Невьянска». Факт материальной поддержки этих изданий со стороны местной администрации свидетельствует о том, что в Невьянске поэзию почитают делом серьезным, ценят и любят. А сами книги в ту пору становились маленькими светочами культуры, которая и в трудные времена продолжала жить своей творчески-счастливой жизнью.

«Вот она за окошком - родина» (В.Молодцов).
Раскрытие образа города в творчестве невьянских поэтов

Невьянская муза примечательна своей простотой, самобытностью, и в этом ее  главное достоинство. Каждый из местных поэтов по-своему интересно запечатлел наш край и город, красоту его природных уголков, доблесть и душевное богатство его жителей - воинов и тружеников.
Поэт Иван Зверев («патриарх» невьянской поэзии и президент литературной группы) своим «вдумчивым пером» изобразил уральские пейзажи с их разнообразной палитрой . Язык природы был поэту наиболее близким и понятным- отсюда в его творчестве много элегий. Но какая-то Затаенная грусть, сквозящая в стихах поэта, отражала предчувствие близкой разлуки с миром: «Только знаю: поздно или рано/ подчиняясь безропотно судьбе,/как и лес осенний, я увяну,/ но оставлю память о себе.»
Лучшие произведения Юрия Паромова говорят о нем как о народном самородке. «Городок над Уралом-грядою/ Среди шумного бала берез,/ Мы с тобою сроднились душою,/ Тут наш дом, наша жизнь и погост».
Несколько по-уральски прямодушно звучат стихи Геннадия Кондрашина, который глазом охотника подмечает всякую деталь в поле, лесу с их разнообразной живностью. Все самое характерное для местной природы автор умеет передать по-детски бесхитростно, почти первозданно: «Сверкает лужицами вся тропинка/ И слышно, как под солнечным лучом/ Корою пахнет, ветками, суглинком/ И выпавшим вчера дождем.»
Стихи самодеятельных поэтов образно и ярко сумели запечатлеть наш старинный городок - его раскинутость в пространстве, глубину и мощь первоистоков. Ухватить, пусть и незначительные, «невьянские» приметы - неотделимый от города пух тополей: «В капельках дрожит,/ переливаясь, лето/ и без конца пуржит/ пух с тополиных веток» (И.Кравченко).
Величественно и панорамно открывается город с горы Лебяжьей. И это удалось передать поэту Владимиру Молодцову: «Все дышит дальними лугами,/ С востока в небо льется свет./ И вместе с утренними снами/ Плывет над городом рассвет,/ Уже видны цепочки улиц,/ Что вниз рассыпала Гора,/ А в переулке будит куриц/ Петух из крайнего двора». Этот поэт умеет сказать о своей любви к родине проникновенно и открыто: «Люблю тебя, Урала лето, / С благословенных детских лет, / За пригоршни тепла и света, / Как юга дальнего привет./ За коромысла ярких радуг,/ За речку, что светла до дна, / Что воздух в роще пьян и сладок / И вмиг один вся жизнь видна».
Петр Григорьев в своей гражданской и философской лирике ставит вечные для русского человека жизненные вопросы: «И простор бескрайний и свобода,/ И земля, в ней золота не счесть./ Почему ж у нашего народа/ Денег нет, и нечего поесть?» Поэт указывает людям на причину неблагополучия – отсутствие в душах людей духовного плана бытия. Когда же покаяние и очищение коснется нас - преобразится и сама жизнь «удивленным взором/ После смутных и тревожных дней/ Вдруг увижу купола собора/ В золотом сиянии лучей!» Возможность светлой жизни поэт выразил формулой: «Очищается душа – возрождается Россия».
А поэту Вадиму Малетину посчастливилось, в силу возраста, это самое очищение наблюдать более зримо. Потому естественны для его стихов темы духовные - о деревне, о молехонском старце из соседнего села Сербишино, святом Симеоне, о детстве. Вадим не сгущает краски, не «заморачивается» общественными вопросами, а показывает, как их решать: верой, упованием. Потому большинство его стихов написано в светлых, благостных тонах.
Анна Мельман выпустила несколько своих сборников стихов и прозы, многие из ее произведений включены в Книгу памяти. Тема военного детства проходит красной нитью через все ее творчество. Стихи дышат ощущением кровной сопричастности к родной истории, а всё пережитое в военное лихолетье дает автору право на поучение и «наказ внукам». Свой «милый край» и его мирное «разноцветье, высокий, пышный травостой» поэт воспринимает обостренным лирическим чувством, которое способно лишь славить и благодарить: «Землица дарит мне пшеницу/ и гонит в стебли сладкий сок./ И ей спешу я поклониться,/ потрогать каждый колосок».
Поэт Петр Смышляев прошел огненными дорогами войны, и это определило тему всего его творчества. «Что со мной творится - сам не знаю,/ О любви писать стихи начну,/ О природе, о цветущем мае -/ Пишется зачем-то про войну».
Книга Александры Будниковой «В объятиях певучей доброты» уникальна тем, что в ней слышен характерный уральский говорок. Слово ее родниковое и естественное, как сама жизнь. Оно звучит то протяжной и раздольной песней, то звенит заливистой частушкой, а то заходится плачем и шепотом материнской молитвы. Не случайно многие стихи А. Будниковой стали песнями и их с успехом исполняют Уральский и Сибирский народные хоры, разнося голосистую песнь нашей землячки по всей матушке-России! Светом любви и материнской нежности согреты стихи о героях: «У братской могилы вздыхает сирень/ И шепчут зеленые клены./ А с башни Невьянской всю ночь и весь день/ Курантов слышны перезвоны».
К сожалению, рано обрываются жизненные и творческие пути тех, чье сердце трепетной, напряженной струной отзывалось на все земные скорби и радости. Поэты О. Саньков, И. Зверев, Ю. Паромов, И. Поздняков,
Г. Кондрашин, П. Смышляев , рано ушедшие от нас, навсегда заслужили благодарную память города тем, что стали ему «созвучны» своими прекрасными стихами.


Copyright © Сотникова И. А., 2012. Все права защищены

Категория: Литературоведение | Добавил: Admin (26.02.2013) | Автор: Ия Сотникова
Просмотров: 2976 | Рейтинг: 0.0/0