Главная » Читальный зал » История и краеведение |
Православный Верхнейвинск, прошлое и настоящее
Православный Верхнейвинск, прошлое и настоящее. Исторический очерк (отрывки) На расстоянии шестидесяти километров от Екатеринбурга в покрытой лесом местности, на берегу пруда, в верховьях реки Нейвы, расположен старинный посёлок Верх-Нейвинский. Он был основан в 1662 г., ранее, чем Екатеринбург и Нижний Тагил, и принадлежит к числу старейших населенных пунктов Среднего Урала, уступая по возрасту лишь городу Верхотурью. История возникновения посёлка связана с металлургическим производством и с реформами патриарха Никона, которые в корне изменили как церковную, так и общественную жизнь и послужили делению народного сознания. От этого и произошло бегство многих почитателей старых обрядов в Сибирь и на Урал. На горнозаводском Урале старообрядцы-раскольники появляются в 1720-х годах. Многие из них были выходцами из Поморья, из северных областей Российской Империи. По преданию, в эти места ссылались Императором Петром I стрельцы-раскольники. По этой причине большая часть жителей - это раскольники, преимущественно поморцы-беспоповцы. Раскольники, кержаки, двоеданы... Все это синонимы, обозначающие приверженцев старой веры, старообрядцев. В 20-х годах XVIII века приток старообрядцев усилился. Большинство из них были с Волги и Керженца (Керженец - приток Волги в Нижегородском крае. Отсюда урало-сибирское название «кержаки»). В XVIII веке Урал становится одним из ведущих центров старообрядчества в России. Таким образом, старообрядцы заселили и верх-нейвинские места. Долгое время все старообрядцы совершали моления в многочисленных часовнях, которые раньше находились на территории поселка. Первый каменный храм был построен только в 1847 г. и освящен в честь Воскресения Христова. Этот храм был основан на месте мужского старообрядческого скита в 20-х годах XIX века. Управляющий и главный приказчик Верх-Исетских заводов Григорий Федотович Зотов, покровительствовавший старообрядцам, решил основать для них в Верх-Нейвинском заводе мужской старообрядческий скит. Для этого на горе было выстроено каменное, на прочном фундаменте из дикого камня здание. Но открытие скита не состоялось. 12 декабря 1825 г. на Российский престол взошел Император Николай I, который усилил гонения на старообрядцев. Государство стало проводить новую политику, и замысел Зотова не осуществился, но старообрядцам все же удалось в выстроенном здании устроить часовню. В ней они совершали молебствия: служили обедницы по часослову и отпевали умерших. Все требы с 1823 г. для старообрядцев поселка совершал тогда беглый священник Благовещенской церкви Шуйского уезда Владимирской губернии Парамон Лебедев. В конце 1839 г. Иоакимом Рязановым, старообрядческим купцом из Екатеринбурга, была построена Свято-Троицкая единоверческая церковь.* Купец Рязанов пожелал иметь в своей церкви священника Парамона Лебедева как твердого хранителя древних обрядов. Горный начальник генерал Владимир Андреевич Глинка нашел возможность удовлетворить желание купца и приказал исправнику привезти из Верх-Нейвинска в Екатеринбург оного означенного и пригрозил ему, что отошлет к Владимирскому архиепископу, если он не согласится исполнить просьбу купца. Отец Парамон предпочел согласиться, принес церковное покаяние и архиепископом Пермским Аркадием был допущен к служению в Свято-Троицкую единоверческую церковь града Екатеринбурга. В бытность священником у Рязановых отец Парамон не оставлял без попечения верх-нейвинцев. Посещая заводчан, он совершал для них святые таинства и требы. * В 1800 году по указу Императора Павла 1и с утверждения Святейшего Синода создана особая «Единоверческая Церковь», в которой разрешалось служить по старопечатным книгам, что давало полную свободу совершать открыто богослужения, таинства и обряды. В октябре 1900 г. в Российской Империи было торжественно отпраздновано 100-летие создания единоверия. Повсеместно во всех единоверческих храмах Русской Церкви служились особые молебные пения, а в 1912 году в Санкт-Петербурге с благословения Святейшего Синода был созван Всероссийский Единоверческий Съезд, принявший немало постановлений в целях ясного понимания единоверческой традиции, т.к. единоверческие приходы подчинялись епархиальным архиереям Православной Синодальной Церкви. После того как отец Парамон покинул Верх-Нейвинск, раскольники остались без священника, и службы у них правили головщики (наставники-чтецы). С этого времени и происходит обращение местных старообрядцев в единоверие. В поселке собирается небольшая община желающих соединиться с православной церковью на правах единоверия. В 1839 г. по благословению епископа Евлампия (Пятницкого), викария Пермской епархии, открывается единоверческий приход. К 1847 г. число прихожан увеличивается, и по их просьбе заводовладельцы перестраивают каменную часовню на горе в храм, пристроив к ней каменный алтарь и деревянную колокольню. 1 февраля 1848 г. церковь освятили в честь Воскресения Господня. С открытием единоверческого храма посельчане приняли решение устроить рядом с ним погост. Так с годами над поселком на возвышении появилось кладбище, богатое надгробными памятниками. В восточной части кладбища были похоронены священники, служившие в Воскресенском и других храмах поселка. Здесь хоронили и приписных священников, которые служили и скончались в ближайших деревнях. В этой же части совершали захоронения богатых и известных жителей. Руками прихожан на кладбище был высажен сосновый бор, создававший образ тайны, тишины и покоя. Великолепные резные надгробия из белого мрамора, ажурные, чугунного литья кресты и оградки ничуть не уступали знаменитым кладбищам и некрополям. Среди этого великолепия выделялась маленькая часовня (склеп), которую воздвиг золотопромышленник Полузадов Василий Михайлович на месте погребения своей рано умершей дочери Веры, скончавшейся в 1904 г. По воспоминаниям старожилов, склеп находился на небольшом расстоянии от храма с северной стороны. Это была маленькая часовня, внутри которой стоял мраморный резной саркофаг с находящимся в нем гробом. Саркофаг был накрыт толстым стеклом. В небольшом помещении этой часовни находились иконы и висели лампады. В дни памяти умершей дочери Полузадовы возжигали лампады и украшали саркофаг цветами. Часовня закрывалась. В темное помещение свет попадал только тогда, когда открывались двери. Усыпальницу венчал изящной работы мраморный ангел, но, к сожалению, этот прекрасный памятник был разбит, а саркофаг еще долгое время находился на разоренном кладбище. В 50-е годы XX века вандалы утащили саркофаг в сады. Люди, которые были этому свидетелями, спросили: «Зачем он вам нужен?» - на что те ответили: «Чтобы использовать вместо ванны в бане» ... Еще раньше, после революции 1917 г., когда помутнел народный разум, кто-то вскрыл склеп и осквернил это захоронение, вытащив из гроба золотые украшения. ... Существует рукопись неизвестного лица в которой говорится о том, что некий путешественник, придя на старинное верх-нейвинское кладбище, так описал свои впечатления: «Сколько я бывал на городских кладбищах, сплошь загроможденных богатыми памятниками и положительно засыпанных венками и гирляндами из живых цветов, но ни на одном из них я не испытывал такого чувства - чувства благоговения пред величием Божиим в Его дивных творениях и чувства собственного ничтожества! Как было бы хорошо, если бы я мог ежедневно посещать это чудное место, смотреть и любоваться на эти горы и долины, заросшие темным хвойным лесом. Вид этого живописного кладбища напоминал бы мне о кратковременной жизни и всегда бы восстановлял во мне память смертную». ... Шли годы, многие семьи верх-нейвинцев стали обращаться в православие на правах единоверия, и храм Воскресения Христова становился тесным. В 1877 г. местные единоверцы обращаются за благословением открытия нового прихода в Пермскую Духовную Консисторию. В 1878 г. получают разрешение и благословение от Преосвященного Модеста (Стрельбицкого), епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, на строительство большого единоверческого храма. Верх-Нейвинский единоверческий храм в честь святителя Николая Чудотворца находился на современной улице Ленина на небольшом возвышении. Когда-то на этом месте стояла старообрядческая часовня. В 1825 г. среди селения управляющими Верх-Нейвинским заводом Китаевым Егором Артемьевичем и Полузадовым Иваном Евтихиевичем для старообрядцев - беглопоповцев была выстроена деревянная часовня (храм) в честь Николы Угодника. В обширном двухэтажном здании в верхнем помещении находился иконостас, в нижнем - крестильня и исповедальня. В часовне могли разместиться до полутора тысяч человек. Заводские жители, а также и пришлые люди в часовне браковенчались, крестили младенцев, причащались и совершали другие требы. Многих приходящих часовня поражала своими масштабами и великолепным убранством. Вскоре, после того как часовню на горе перестроили в храм, 27 ноября 1844 г. Никольскую часовню по распоряжению Горного начальства закрыли и опечатали. Всю богатую ризницу - иконы, облачения, утварь, книги и 1746 рублей ассигнациями изъяли и передали причту Воскресенской церкви. В 1878 г. было принято решение, утвержденное епископом Модестом, о реконструкции Свято-Николаевской часовни в храм. К зданию пристроили колокольню и полностью оштукатурили. 10 января 1882 г. храм освятили в честь святителя и чудотворца Николая Мир-Ликийского. В нижнем цокольном помещении Николаевского храма в 1847 г. была открыта церковно-приходская школа. По данным на 1900 г. в школе обучалось 83 учащихся. Преподавателями были: Екатерина Васильевна Стефановская (дочь известного учителя Василия Аверкиевича Стефановского, служившего в Екатеринбургском духовном училище) и священническая дочь Раиса Попова. Попечителем школы был владелец золотых приисков Василий Михайлович Полузадов. Здание храма было выкрашено в белый цвет. Крыша, купол и шпиль колокольни крыты местным листовым железом и окрашены малахитовой краской. Замечательно выполненная чугунная ограда, сотворенная местными умельцами, возвышалась вокруг храма. С наружных стен фасада и паперти на верующих взирали святые лики. Восемь живописных икон украшали храм с улицы. К сожалению, время и людская память не сохранили никаких сведений о внутреннем убранстве Николаевской церкви. Нет сведений об иконостасе и о том, были ли настенные росписи. Известно только, что в храме находилась почитаемая местным населением икона святителя Николая. Она размещалась на аналое у правого клироса, была украшена топазами и аметистами в богатой серебряной с золочением ризе. Икону в большие торжества выносили из храма для общих крестных ходов, в которых участвовали оба Николаевских прихода. ... Новый единоверческий Николаевский храм всегда был посещаем. Службы в нем правились по всем канонам и проходили торжественно. Воскресенский храм на горе стал приписным. Службы в нем проходили все реже. Его стали использовать для отпевания усопших и тут же погребать их на приходском кладбище. Особенно посещаем был Воскресенский храм в день Радоницы - во вторник второй седмицы по Пасхе. ... В Николаевском единоверческом храме сразу после его открытия был создан хороший хор. Даже приезжие священнослужители отмечали стройное многоголосное пение. Настоятелем с 1898 по 1934 годы был протоиерей Андрей Карпович Авдеев. По данным на 1915 г. верующих данного прихода числилось 1838 человек. Часть прихожан были единоверцы из окрестных деревень Тарасково, Пальники и Таватуй. Существовал в поселке и православный храм также в честь святителя Николая. Изначально рядом с железоделательным заводом, основанным Прокопием Демидовым в 1762 г., была поставлена деревянная часовня. Позднее заводовладелец Алексей Яковлев в 1834 г. перестроил часовню в небольшую деревянную церковь в честь и память святителя и чудотворца Николая, которую в тот же год 16 июня освятил епископ Екатеринбургский Евлампий (Пятницкий). Еще не раз посещали уральские иерархи первый заводской храм, совершая в нем Божественные литургии. ... В 1853 г. было получено согласие от заводовладельца Ивана Алексеевича Яковлева на постройку в заводе новой церкви. Год спустя правление главного Верх-Исетского завода дает свое разрешение: «...по просьбе и желанию прихожан верх-нейвинской Николаевской православной церкви, чтобы вновь построенная здесь каменная церковь была во имя того же святителя Николая». Заводское руководство, местные приказчики и конторщики составили смету на постройку храма. По большому списку сметы потребовалось 71303 рубля 79 копеек, сумма весьма значительная по тем временам. Недалеко от деревянного храма освятили место для постройки нового. Прежний же храм в 1882 г. упразднили и разобрали. ... Проектировал здание главный архитектор уральских горных заводов Карл Густавович Турский. Этот храм был долгостроем в то далекое время. История его строительства такова. С 1858 по 1860 годы на средства заводоуправления были возведены лишь стены храма до сводов. С отменой крепостного права заводовладельцы отказались строить храм на свои деньги. Так в недостроенном виде храм простоял до 1872 г. С 1872 г. заводоуправление все же взялось на свои средства поставлять материалы для постройки, а плату рабочим производить из денежных сумм, собранных по копейке из каждого заработанного прихожанами рубля и из добровольных пожертвований. На эти средства храм и был завершен. Закончилась постройка лишь в 1878 г. 6 мая 1879 г. в поселке произошло торжественное событие - освящение нового православного Николаевского храма. С округи съехалось духовенство и пришли богомольцы. Чин освящения совершил епископ Екатеринбургский, Вениамин (Смирнов), викарий Пермско, епархии. По приглашению заводского управляющего Александра Ивановича Роджера приехал хор Успенской церкви Верх-Исетского завода под управлением регента Елевферия Михайловича Скакунова. Среди певчих был 12-летний солист-дискант Гавриил Марков (будущий управляющий Верх-Нейвинским заводом). В тот день Верх-Нейвинск ликовал праздничным многоголосьем. Храм, украшенный зеленью и искусственными цветами, при полном освещении представлялся удивительно красивым. Присутствовал здесь и приехавший из Невьянска протоиерей Поликарп Стефанович Шишов, участвовавший в закладке первого камня. На богослужении присутствовали представители Волостного правления, земства, заводской управляющий и прочие должностные лица. Посельчане сразу полюбили свой новый и просторный храм. Внутреннее помещение его было полностью расписано священными изображениями, установлен великолепный четырехъярусный иконостас. Настенные росписи и иконы - академического письма. Имелись в убранстве и иконы уральских мастеров. Рядом с храмом в церковной ограде находилось небольшое кладбище, служившее для погребения причта. Там в 1910 г. захоронен заштатный священник Николай Иванович Носов (1857 г. р.). ... В 1917 г. у храма была погребена дочь церковного старосты Евтихия Михайловича Лапотышкина Екатерина. ... С 1834 г. к храму святителя Николая был приписан Свято-Духовский (Свято-Троицкий) храм в селе Тарасково. В 1879 г. на средства жителей с. Тарасково из деревянной часовни был возведен храм, престол которого освятили 4 ноября 1880 г. При пожаре 6 октября 1893 г. храм сгорел. Вместо сгоревшего храма при местной земской школе временно обустроили часовню, куда перенесены были уцелевшие от пожара иконы и церковная утварь. Верх-Нейвинские священники не оставляли без попечения деревенских жителей, приезжали в с. Тарасково на богослужения: в праздник Рождества Христова - на один день, в Великий пост - две недели, на Святую Пасху - на два дня. Решением верх-нейвинского заводского начальства по благословению Преосвященного Никанора (Каменского), епископа Екатеринбургского и Ирбитского, в с. Тарасково 6 августа 1902 г. заложили новую каменную церковь. Строили храм из верх-нейвинского кирпича, который поставляли в большом количестве. Так трудами заводского начальства и прихожан храм был построен и освящен 28 мая 1906 г. Закрыли храм в 1934 г. В 1989 г. вернули верующим. 6 октября 2003 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил открыть при храме мужской монастырь в честь Святой и Живоначальной Троицы. Сейчас это почитаемое паломниками святое место. ... Кроме Тарасково в состав Верх-Нейвинского прихода входили деревни Таватуй, Мурзинка, Пальники. В деревне Пальники была деревянная часовня в честь святого пророка Илии, построенная на средства жителей. В день церковной памяти пророка 20 июля (2 августа) в ней ежегодно совершались богослужения. Были крестные ходы из часовни на почитаемый источник и обратно. После 1915 г. Пророко-Ильинскую часовню перестроили в храм и освятили. Закрыли в 1932 г. В лютую годину безбожия в 1960-х годах церковь снесли, а про святой ключ забыли. ... В самом начале XX в. (1901 г.) в Верх-Нейвинске произошло событие, объединившее церковь и культуру, светскую власть и простой народ. Напротив Волостного правления, на заводской площади, к двадцатилетней памяти в «Бозе почившаго» Государя Императора Александра II (+1881 г.) был установлен на высоком каменном постаменте отлитый из чугуна на Каслинском заводе бюст царя-освободителя Императора Александра II. В тот день прошли крестные ходы из обеих Никольских церквей. Несли кресты и иконы, некоторые из жителей нашли портреты самого императора и несли в руках. Торжественно шли священнослужители в серебристо-белых ризах. У монумента соборно отслужили панихиду о приснопамятном, убиенном Императоре и совершили освящение памятника. Священники окропили бюст святой водой. Рядом с представителями Волостного правления находилось заводское начальство, рабочие, стояли и крестьяне - те, которые и дали новый титул Царю - «освободитель». В дореволюционной России память Александра II особенно была почитаема народом. В городах, селах и весях устанавливали памятники и часовни в его честь. В одном только Екатеринбургском уезде насчитывалось около десятка памятников, среди них и верх-нейвинский. ... Плавно и размеренно текло время в Верх-Нейвинске. Каждый из жителей занимался своим делом. Кто работал на заводе, кто в кустарных мастерских и артелях. 1 августа 1914 г. поздно вечером до поселка с телеграфной станции пришло известие о начале русско-германской войны. Начиналась Первая мировая война. На следующий день рано утром поселок разбудили тревожно звонящие колокола. Полились слезы, стоял шум. Верх-нейвинцы стали уходить на фронт... Вернуться суждено было не всем. В поселок стали приходить сообщения о погибших. По благословению отца Иоанна Рубана, настоятеля Николаевского православного храма, в память о тех, кто был убит в далекой Германии, написали в алтаре, на южной стене, мемориальный текст: «Помяни Господи православных воинов за веру, царя и Отечество на поле брани живот свой положивших. Степан Гаврилович Кичигин - погиб 28 сентября 1914 года, на крейсере «Паллада», Родион Иосифови, Полномочных - убит 16 октября 1914 года в селении Паббельн (Германия), Алексей Львович Бакулин из села Тарасково - убит». (Данный список неполный, подробная информация утеряна). ... Преосвященный Серафим, епископ Екатеринбургский, посещал и отдаленные приходы. Посещая Невьянск с заездом в Рудянский завод, 11 марта 1916 г. владыка Серафим заехал в Верх-Нейвинск. Сначала архипастыря встречали в Николаевской единоверческой церкви, где Преосвященный Серафим произнес проповедь. В своей речи владыка отметил, «что в данном приходе сильная и крепкая община, в прихожанах явно наблюдается любовь к своему пастырю (к отцу Андрею), да и пастырь отвечает им тем же». Владыка говорил и о том, «что следует оживлять старые обряды духом и привлекать старообрядцев к себе». В заключение владыка призвал всех «иметь попечение о бедных и обездоленных, особенно в эти трудные годы войны». ... ... Приближались тяжелые годы произвола и беззакония. В феврале 1917 г. прошли массовые беспорядки в столице - Санкт-Петербурге. В газетах от 13 марта 1917 г. посельчане узнали о перевороте в стране. Прервалось мирное течение жизни. В поселке началась неразбериха. Молодые словно сошли с ума. Началось деление власти. 1 мая 1917 г. оголтелая толпа сорвала с постамента бюст царя Александра II. Священнослужители и верующие понимали, что идет что-то страшное... Кара Божия. ... 1918 год. Время гражданской войны. В поселке шли боевые действия. Повсюду были слышны взрывы и выстрелы, в воздухе витала пороховая пыль. При боевых действиях от снаряда была снесена часть колокольни православного Николаевского храма (позднее восстановлена). В сентябре 1918 г. в поселок пришли белочехи. Местные священники во главе с отцом Иоанном Рубаном при молебном пении вновь установили бюст Александра II, чудесным образом сохранившийся к этому времени. Среди всей этой неразберихи, смуты и нестроения отец Иоанн Рубан проводил борьбу против властей. Он объединил вокруг себя купцов, торговцев, всех верующих и призывал бороться с красным террором. 13 июня 1918 г. в Николаевском православном храме после совершения Божественной литургии отец Иоанн предал анафеме (отлучению от церкви) большевиков и всех, кто их поддерживал. В июле 1919 г. в поселок пришли «красные». Отцу Иоанну пришлось покинуть Верх-Нейвинск с армией Колчака. Существует версия, что семья священника Рубана эмигрировала во Францию. А в центре поселка был окончательно снесен бюст Александра II и отправлен на завод в переплавку. Подходили тяжелые для церкви годы. С 1920-х годов в поселке началась борьба за существование храмов. Верх-Нейвинский Совет Рабочих и Крестьян постановил местному духовенству организовать перепись верующего населения, составить приходские списки, верующих объединить в группы. Священники опросили своих прихожан, и многие открыто заявили о своей принадлежности к церкви, согласившись внести свои фамилии в эти списки. В начале 1920-х годов в поселке проживало православных жителей 1250 человек; единоверцев 600 человек; старообрядцев, не приемлющих священство, 325 человек. Согласно этим спискам, местная власть сделала вывод: верующие жители есть. Так, благодаря тем людям, которые заявили о своей причастности к Церкви, верх-нейвинские храмы не закрыли после гражданской войны. ... По распоряжению районного совета в Невьянске во всех храмах района в 1934 г. был запрещен колокольный звон, который уже не сопровождал редкие богослужения верх-нейвинских храмов. В условиях нараставшей антирелигиозной и атеистической пропаганды уже невозможно было обратить вспять процесс преследования религии, закрытия церквей и лишения прав священнослужителей. 1 декабря 1934 г. по просьбе пионерской организации общим постановлением поселкового Совета народных депутатов было принято решение о закрытии единоверческой церкви. С утверждения райисполкома здание церкви передали в полное владение местным пионерам под устройство клуба, открытие которого было решено приурочить к 7-й годовщине Съезда Советов. Так было положено начало закрытия культовых строений. Часть имущества единоверческой церкви перенесли в православную. С колокольни и купола срезали кресты, сняли колокола. В здании храма устроили клуб им. Ворошилова, молитвенное помещение стали использовать как танцплощадку. ... Осенью 1937 г. по решению поселкового Совета депутатов трудящихся за неуплату налогов и за отсутствием священника закрыли православный Николаевский храм. Разобрали иконостас, вынесли напольные киоты, иконы, с купола и колокольни сняли кресты, погрузили в машины и увезли в неизвестном направлении. Позднее среди местных жителей прошел слух о снятии колоколов. Толпы людей устремились к церкви. Отрядами шли пионеры и комсомольцы. Юному поколению объясняли: «Религия - опиум для народа. Только неграмотные темные люди признают существование Бога». При большом стечении людей под причитания и плач стариков сбросили колокола. Ударяясь о землю, старинные бронзовые изделия издавали глухой звук. Самый большой главный колокол «ушел, в землю. Другие, падая, разбивались на части. (В музее поселка хранится один из таких осколков колокола с колокольни православного Никольского храма). Их собирали в груды и отправляли на переплавку. Таким же образом сняли колокола и с единоверческого Николаевского храма. После закрытия православного Николаевского храма в нем была устроена лагерная зона. В здании уже бывшей церкви содержались заключенные, ежедневно отправляемые на работы на местный завод. После войны 1941 - 1945 годов сюда перевели клуб, до того располагавшийся в единоверческом храме святителя Николая. В клубе поместили установку звукового кино и оформили зрительный зал, устраивали танцы. У храма снесли колокольню, разобрали центральный купол, закрасили росписи внутреннего помещения и сделали пристрой, однако все архитектурные особенности здания явно напоминали бывшую церковь. С 1958 г. поселковый клуб стал именоваться Дом культуры «Металлург». В самом начале 1990-х годов в одном из его помещений под многочисленными слоями краски была обретена фреска с изображением святителя Евтихия, патриарха Царьградского. Изображение в хорошей сохранности. В церковном предании святитель Евтихий считается покровителем художников - иконописцев. При своей земной жизни он исцелял живописцев, у которых болели руки и ломило кости от напряженной, продолжительной работы. Вероятнее всего, при росписи храма живописцы получили помощь по молитвам к святителю Евтихию и в знак благодарности изобразили его святой лик на стене Никольского храма. Святой Евтихий словно сквозь века смотрит своим строгим и в то же время мягким взглядом, благословляя крестом всех, кто смог эту фреску увидеть. ... В наши дни в здании православного Николаевского храма находится муниципальный центр культурно-досуговой и спортивной деятельности. В храме же единоверческом после переезда из него клуба разместили мастерские по пошиву одежды и ремонту обуви. С конца 1940-х годов храм стали разбирать. Ломали долго и трудно. На его месте теперь находится школа, построенная в 1956 г. ... Решением за №1589 облисполкома от 4 июля 1941 г. в присутствии представителей местного поселкового совета и областной комиссии Воскресенская церковь была закрыта. Из храма областная комиссия изъяла все церковное имущество, которое вывезли в неизвестном направлении. Из церкви вынесли и разобрали все... Во время Отечественной войны 1941 - 1945 годов в здании храма разместили детский летний лагерь. Рядом еще хоронили умерших, и тут же девочки прыгали в классики на мраморных могильных плитах. В конце 40-х годов здание использовалось в качестве склада для хранения магния от Верх-Нейвинского завода цветных металлов. Позднее склад переместили на территорию завода. Церковь стала разрушаться, подверглось разграблению и кладбище: металлические кресты и решетки отправляли в цеха для переплавки, мраморные памятники разбивали и увозили (мраморный порошок использовался для приготовления газированной воды). Деревья в кладбищенском парке тоже уничтожили - их спилили на дрова. В 1958 г. на могилах построили барак для приезжих учителей. «Хозяйственные» люди начали по кирпичику «растаскивать» церковь. Трижды по устному приказу из Невьянска пытались взорвать храм, но боялись разрушить строения, находящиеся поблизости. От небольшого взрыва была уничтожена только колокольня. Здание было заброшено и никому не нужно. К середине 1980-х годов храм превратился в руины. От бывшего здания оста лись только стены: ни крестов, ни куполов, ни окон, ни дверей, ни пола, ни потолка. Колокольню разрушили до фундамента. ... Руины храма окружала большая бугристая поляна, рядом - одинокие холмики, поросшие травой. В летний день 21 июня 1989 г. по старому заброшенному кладбищу прошел бульдозер, вывернув наружу то, что осталось от предков верх-нейвинцев. Многие в тот день видели, как на поверхности земли оказались гробы и человеческие кости. Еще несколько десятилетий назад здесь молились люди. Они шли сюда со своими скорбями, радостями и надеждами. Сотни и сотни людей... Поколение за поколением. Здесь их крестили, венчали, исповедовали, отпевали, когда они заканчивали свой земной путь. Неужели все это ушло в прошлое и исчезло безвозвратно? На распаханном кладбище местными властями планировалось строительство стадиона, а руины храма предполагалось снести и построить молодежное кафе. Такое дикое строительство возмутило верх-нейвинцев: у многих из них здесь покоились близкие. В августе 1989 г. общественность, верующие и те, кому было небезразлично это деяние, написали обращение к местным властям. Под этим письмом собрали сотни подписей и под давлением общественного мнения работы у храма остановились. В тот момент зарождалась православная община, которой было суждено воссоздать храм в его прежнем виде. ... За годы возрождения храма произошло много перемен. Храм все более и более преображался: в 1996 г. был устроен новый иконостас. ... Трудами отца Михаила Кидяшова у храма появилась ограда. В 2003 г. в ограде храма был установлен поклонный крест по проекту новоуральского художника Владимира Дубровина, отлитый из чугуна мастерами чугуносталелитейного цеха предприятия «Уралэлектромедь». Крест установлен как символ памяти о старом верхнейвинском погосте. 27 августа 2005 г. сей крест был освящен архиепископом Викентием, правящим архиереем Екатеринбургской епархии. Храм Воскресения Господня сегодня продолжает жить полноценной богослужебной жизнью: по воскресеньям и в праздники молитвенное помещение всегда заполнено людьми. Сюда, в белокаменный храм на горе, постоянно приходят жители поселка и близлежащего Новоуральска. Трудами и молитвами многих людей старинный храм вновь приобрел красоту и благолепие, благими делами наполняется приходская жизнь, и вновь, как и прежде звучат колокола Воскресенской церкви, призывая к вере и спасению. Copyright © Щербина Д. Е., 2008-2011г. Все права защищены Щербина Д. Е. Православный Верх-Нейвинск, прошлое и настоящее. Исторический очерк. Издание третье, дополненное и исправленное. Новоуральск, 2011 г. - 111 с. Издана на средства храма Воскресения Христова посёлка Верх-Нейвинский, тираж 500 экз. Книга написана на основе архивных документов, опубликованных ранее статей и воспоминаниях очевидцев. Рассказывает об истории Верх-Нейвинских храмов и священнослужителях. Издание снабжено большим количеством уникальных фотоматериалов и архивных документов. В качестве приложения опубликованы биографии священнослужителей и очерк автора "Из истории местного старообрядчества". | |
Просмотров: 9218 | Рейтинг: 2.1/42 |