Главная » Читальный зал » История и краеведение |
Весёлые горы: свидетельства очевидцев
Предисловие к сборнику «Весёлые горы: свидетельства очевидцев»Первые скиты на Урале появились в XVIII веке, после массового прихода сюда старообрядцев-беглопоповцев, вынужденных спасаться от гонений властей и официальной церкви и переселявшихся из Поволжья с реки Керженец.К числу «приглянувшихся» поборникам старой веры мест относятся Весёлые горы – горный массив, протянувшийся на 30-километров с севера на юг от р. Чауж до верховьев р. Сулём. Самая высокая его вершина – Старик-камень. В лесах около гор с первой трети XVIII в. беглопоповцами устраивались старообрядческие скиты, и к концу XVIII – первой половине XIX вв. в этой местности образовался комплекс разрозненных захоронений скитников и возникла традиция паломничества к этим могилам. Места проживания скитников и их захоронения были почитаемы среди поборников «старой веры» на протяжении многих десятилетий после смерти иноков и инокинь и тщательно скрывались от «мира» и властей. Старообрядцы же сотнями и тысячами совершали паломничества в эти места для проведения молебствий. Фрагмент карты Урала и Приуралья. Приложение к изданию «Россия: Полное географическое описание нашего Отечества. т. V», 1913 г.
Наиболее почитаемыми стали могилы отцов Германа, Максима, Григория и Павла, умерших в конце XVIII и в начале XIX вв. По имеющимся сведениям, на могилу о. Максима старообрядцы собирались уже в начале XIX в. В некоторых случаях моление совершалось и на могиле преемника Максима, иконописца о. Григория. К середине XIX в. информация о массовых молениях достигла власти, что очень её беспокоило (в 1847 г. местным властям уже было известно о регулярных «сборищах у о. Максима»).1Многие годы сведения о жизни этих старцев и местах поклонения им передавались устно, и не были доступны широкой публике. Пожалуй, первое опубликованное описание паломничества старообрядцев к месту погребения скитника о. Павла, широко известного и очень почитаемого, приведено в одном из ранних рассказов Д. Н. Мамина-Сибиряка «Тайны зелёного леса»2. Известно, что первое посещение будущим писателем старообрядческих «молений в лесах» (около Билимбая) состоялось в возрасте 15 лет, летом 1867 года. Наверняка, впоследствии писатель посещал и место погребения о. Павла, расположенное сравнительно недалеко от его родного посёлка Висим, и наблюдал само паломничество. Поэтому, несмотря на выдуманный им основной сюжет произведения, его рассказ можно рассматривать как свидетельство очевидца реально происходивших молебствий. После Высочайшего Указа «Об укреплении начал веротерпимости», изданном Николаем II 17 апреля 1905 г., старообрядцы получили возможность открыто совершать обряды и отправлять своё богослужение по старопечатным книгам. С момента издания Указа и до прихода к власти большевиков-атеистов и начала новых гонений уже с их стороны, продолжался «золотой век» старообрядцев, свободно выходили книги и периодические издания, издаваемые старообрядческими общинами. Именно в это время информация о святых для «ревнителей древлеправославной веры» местах и почитаемых ими «отцах» стала широко распространяться, в том числе и в печатных изданиях, не только региональных, но и всероссийских. Так, в одном из номеров газеты «Пермские губернские ведомости» за 1909 год появляется следующая заметка: «Старообрядческая святыня. В 20-ти верстах к северо-западу от Н.-Тагильского завода расположен ряд гор, известных под именем «Весёлые». Весёлые горы издавна пользуются среди старообрядцев разных сект и толков большой известностью, как место упокоения особенно чтимых среди старообрядческого мира иноков - Максима, Павла, Германа и Григория. В течение почти круглого года сюда наблюдается паломничество старообрядцев, причём за одни только летние месяцы здесь перебывает от 10 до 12-15 тыс. паломников с Урала, из Зауралья, Сибири и других местностей России. Но наибольший наплыв паломников наблюдается к 29-му июня, дню памяти инока Павла. К этому дню сюда собираются целые тысячи паломников из разных концов России, и здесь на могилах иноков в течение трёх дней совершается торжественное служение. В текущем году на Весёлые горы наблюдался такой наплыв паломников, какого не наблюдалось уже несколько лет. Уже с половины июня месяца сюда замечалось усиленное движение паломников, и к 29-му июня число их достигало 6-7 тыс.; в присутствии такой громадной массы паломников торжественно совершено было служение на могилах иноков». Журнал «Искры», выходящий еженедельно при газете «Русское Слово» (Москва) и распространяемый по всей России, опубликовал в № 31 за 1913 год заметку «На горах» (без указания автора), сопровождаемую несколькими фотографиями, в которой писалось: «[Необыч]ное, красивое зрелище представляют собою религиозные моления [старообр]ядцев-беспоповцев в дебрях верхотурских лесов, на Урале. [Молебст]вия ежегодно привлекают множество паломников со всех кон[цов Р]оссии и Сибири. В этом году их было до 10000 человек. [Они] происходят на могилах чтимых старообрядцами иноков Гер[мана], Максима, Григория и Павла (убиенного) на горах Весёлых. Паломничество на Весёлые горы начинается с самой весны и продолжается [до осе]ни. До издания указа о веротерпимости моления эти совершались [тайно]. Паломники, опасаясь гонений, пробирались на могилы глухими тро[пами], разбиваясь на небольшие группы, а то шли и в одиночку. Теперь не то, теперь совершаются крестные походы от могилы к могиле. По протоптанной дорожке, по болотам и хлябям идут, вытянувшись в длинную ленту, богомольцы. Впереди несут иконы. Когда крестный [ход] подходит к могилам, десятки кликуш и «немощных» выстраиваются на коленях в линию по пути крестного хода». Но прежде всего, конечно, публикации этих материалов осуществлялись в старообрядческой периодике, например в журналах «Старая Русь» (выходившем в Риге в 1912 году) и «Уральский старообрядец» (Екатеринбург, годы издания 1915-1916). В нашу книгу мы включили произведения очевидцев и участников паломничеств на Весёлые горы, которые знакомят читателей как с жизнеописанием почитаемых старцев, так и с молебствиями, совершаемых у их могил. Интересен сборник тем, что в нём представлены разные точки зрения: и независимого наблюдателя (В. Санин); и старообрядцев-часовенных (Путник, А. Кузнецов, А. Позняков); и миссионеров РПЦ (М. Сушков, А. Здравомыслов). Очерк В. Санина «На Весёлых горах» с иллюстрациями художника Вл. Кузнецова вышел отдельной брошюрой в 1910 году. Современному читателю он известен более всего, так как в наше время был издан массовым тиражом3. Однако в публикации отсутствовала часть иллюстраций, вошедших в первое издание. В своём издании мы устраняем это упущение и воспроизводим все иллюстрации, присутствующие в оригинале. Впервые предлагаются современному читателю свидетельства старообрядцев, опубликованные в журнале «Уральский старообрядец» в 1915-16 годах. Отчёты священника М. Сушкова и протоиерея А. Здравомыслова, опубликованные в Екатеринбургских Епархиальных Ведомостях в 1912 и 1915 гг., также были малодоступны. Эти материалы представляют интересную и достаточно полную информацию о почитаемых старообрядцами местах и широкий спектр мнений современников-очевидцев об их молебствиях, происходивших в начале 20-го века. Произведения расположены в хронологическом порядке их первоначальных публикаций. Имена авторов соответствуют оригинальным публикациям. Не меньший интерес представляют и визуальные свидетельства молений, дошедшие до наших дней. Зарисовки Владимира Кузнецова, как и само посещение святых могил, вызваны его профессиональным интересом к теме старообрядчества. Незадолго до посещения им молений, на весенней выставке Академии художеств 1910 г. его картина «В скиту. Крестный ход» получила вторую премию. Чуть позже эта же картина была удостоена первой премии на Всероссийском конкурсе Общества поощрения художников, а её создателю предоставили пенсионерскую поездку в Рим. Упрощение технологии фотографирования и распространение даже среди старообрядцев обычая запечатлевать на память важные события своей жизни способствовали тому, что до нас дошли и фотоснимки паломников начала века. Черноризцы и миряне часовенного согласия на камнях у могилы о. Павла. 1908–1910 гг.
На сегодняшний день известно около двух десятков «весёлогорских» снимков первой половины XX в., хранящихся в фондах Лаборатории археографических исследований исторического факультета УрФУ (ЛАИ), Свердловского областного краеведческого музея и музея «Невьянская икона». Некоторые из них были опубликованы в начале прошлого века (например, в журналах «Старая Русь» и «Искры»), другие представлены в книгах и статьях современных исследователей старообрядчества. Значительная часть фотоизображений была атрибутирована и описана сотрудниками ЛАИ.4 По их информации, авторство нескольких снимков принадлежит фотографу С. П. Борисову, фотомастерская которого находилась в Черноисточинском заводе, где в то время проживал и один из авторов представленных нами публикаций А. Т. Кузнецов. Его фото известны с 1907 г. (в частности, он запечатлел для местных часовенных поднятие крестов на невьянскую Свято-Троицкую часовню в 1907 г., съезд 1910 г., о. Антония (Позднякова), служителей у невьянской старообрядческой часовни). Как сложилась его судьба и продолжал ли он заниматься фотографированием в 1920-х гг. и позднее, исследователям не известно.5 О послереволюционной и современной истории Весёлых гор мы расскажем в следующих изданиях серии. Чумаков С. В.
Опубликовано в сборнике «Весёлые горы: свидетельства очевидцев» _____________ 1. см: Ю. В. Клюкина-Боровик. Паломничество к святым могилам глазами старообрядцев XX века: два взгляда с разницей в полстолетия// Православие в славянском мире: история, культура, язык - Olsztyn, 2014. С. 115-126 2. Впервые напечатан в журнале «Кругозор» 1877 г, №№ 23, 24. 3. Демидовские гнезда: культурно-исторические очерки. – Екатеринбург, 2001, стр. 238-260 4. Ю. В. Клюкина-Боровик. Возможности визуальных источников для изучения истории старообрядцев-часовенных Урала в XX в. (на примере фотоматериалов о паломничествах на Весёлые горы)// Вестник музея «Невьянская икона», выпуск IV. Екатеринбург, Издательский дом «Автограф» 2013. С. 198-213 5. Там же. | |
Просмотров: 1820
| Теги: |