Главная » Читальный зал » История и краеведение |
Народное образование на заводе Верхнего Тагила с 1870 по 1915 годы
Щекалева Юлия Вячеславовна, член УГО, УИРО, родовед, г. Екатеринбург.
Народное образование на заводе Верхнего Тагила с 1870 по 1915 годыВ статье рассматривается вопрос об открытии начальной народной школы в Верхнем Тагиле, которая содержалась за счёт земства, завода и сельского общества в 1870-1915 годы. Материалы для публикации были взяты из Архива Свердловской области, «Журналов Екатеринбургского уездного земского Собрания» за 1874-1914 годы. 12 сентября 1870 года Директор народных училищ дал указание устроить народные училища, предварительно приготовив способных и достойных учителей. Обучением занималось, по преимуществу, местное духовенство, лишь в немногих владельческих заводских училищах содержались особые преподаватели (Верхне-Тагильское, Билимбаевское, Невьянское).Верхне-Тагильское училище открыто было в январе 1870 года, школа помещалась в 3-х комнатах, здание школы принадлежало владельцу, но им пользовались бесплатно. В «Деле Екатеринбургской земской управы за 1870 год» находим сведения, которые сообщил попечитель верхнетагильского училища Сергей Яковлевич Козлов в волостное правление: «парт - 10, досок деревянных больших - 3, аспидных досок - 35. Графины, карандаши, бумага, перья, мел, и чернила заготавливаются покупкой помесячно и более потребности. Помещение для учащихся дано заводоуправлением, отопление и охранение его производится на сумму училищную. Попечитель В.Тагила училища С.Козлов». 28 октября 1870 года был открыт Екатеринбургский Уездный училищный совет. 4 мая 1877 года Екатеринбургское земское Собрание утвердило единые правила для открытия школ: «новые школы должны быть открываемы только в тех местностях, где население о том ходатайствующее примет на себя обязательство, выраженное в форме общественного приговора. Общества должны принимать на себя отопление, освещение и ремонт школы. Содержание при ней сторожа и требующейся гигиеной чистоты, берёт на себя устройство мебели». На средства сельского общества и завода содержалась верхнетагильская школа. В 1882 году финансирование верхнетагильской школы стало осуществляться за счёт земства и сельского общества. В 1894 году в «Журнале» приводятся сведения: «Ещё в сентябре 1893 года уполномоченный обществом попечитель Верхне-Тагильской школы, горный инженер Г.А. Марков, составил план и смету (в 14520 рублей) на каменный школьный дом в Верхне-Тагильском заводе на 380 человек, обратился в Управу с просьбой о пособии. Верхне-Тагильская школа, имеющая в настоящее время до 235 учеников, помещается в заводском здании при госпитале. Здание это далеко не может вместить всех желающих обучаться, вследствие чего ежегодно приходится отказывать 1/3 просящих о приёме их детей в школу. Кроме того, значительное неудобство существующей школы общество ещё видит в том, что она смешанная и желало бы видеть отдельные школы: мужскую и женскую, хотя и поместить их в одном большом здании. Само общество располагает на постройку 9500 рублей и просит Земство об ассигновании 1/3 исчисленной по смете суммы, т.е 4840 рублей, которые соглашается получить в два года. Управа предложила на благоусмотрение этого вопроса Земскому Собранию в 1894 году». Собрание отказало в ассигновании запрошенной суммы. Собранные средства (9500 рублей) пошли на строительство Пророко-Ильинской единоверческой церкви в В.Тагиле в 1894-1897 годы. В 1895-1896 годах было организовано из смешанной школы мужское и женское училище. Из книги записей приговоров 1-го Верхне-Тагильского сельского общества, которая хранилась в Верхнетагильском Волостном Правлении Екатеринбургского уезда, за 1902 год находим сведения: «1902 года марта 3 дня. Мы нижеподписавшиеся крестьяне Пермской губернии Екатеринбургского уезда Верхнетагильской волости 1-го Верхне-Тагильского общества, от состоящих в нашем обществе 627 домохозяев наличные 418 человек не менее 2/3 лиц имеющих право голоса на сходе, быв сего числа в общем собрании на сельском сходе в присутствии сельского старосты, нашего общества, Зоркова где слушали и имели суждение и постановили: Продлить взимание изначального копеечного сбора на пять лет со дня постановления сего приговора со всех лиц служивших и работавших на промыслах и цехах Верхне-Тагильского заводоуправления и по волости, специально только на построение школы в нашем заводе и обложить взносом по одному рублю с каждой платёжной души независимо от мирских, заводских и других сборов.» В 1905 году приговором сельского схода В.Тагильское общество на постройку школьного нового здания ассигновало весь копеечный сбор, который имелся в кассе (около 2500 рублей). Строительство школы шло 6 лет с 1905 по 1911 год. В 1911 году была открыта земская смешанная школа в Верхнем Тагиле. Учебный процесс в школах Для грамотных существовала льгота при отбывании воинской повинности, поэтому количество школьников заметно увеличилось в 80-90-е годы XIX века. Учащиеся принадлежали к крестьянскому и мещанскому сословиям. По вероисповеданию учащиеся распределялись так: православные, единоверцы, раскольники. Большинство были православными. На 1881 год в Верх-Нейвинске ,был 1 грамотный на 58 неграмотных людей, в Нейво-Рудянке - 1 на 22. Учебный процесс Предметами учебного курса начальных народных училищ служили: Закон Божий, Чтение по книгам гражданской и церковной печати; Письмо; Первые четыре действия арифметики и церковное пение. Во всех училищах, помимо основных предметов, детей учили рукоделию и пению. Девочки обучались простым видам вязания, вышивки и шитья. Лучшие работы учениц В.Тагильского женского училища в 1898 году были посланы на Оренбургскую профессиональную педагогическую выставку. На уроках пения учащиеся разучивали преимущественно молитвы с голоса под руководством о. законоучителя. Школьный возраст был от 8 до 11 лет. Начальное образование в земских школах было трёхгодичным - 1 класс, которое включало 3 отделения: младшее, среднее и старшее. В начальных народных училищах ученье начиналось в первых числах сентября, заканчивалось после выпускных испытаний. В среднем, учебных дней в году было 175. В апреле родители привлекали детей к полевым работам. Дети не учились во время Рождественских каникул, Масленицы, Пасхи, во время 4-х месячных летних каникул со второй половины мая. Занимались по пять уроков в день. Учились по следующим учебным пособиям: «Начальная школа» Корфа; «Родное слово» Ушинского ч.1,2,3; «Арифметические задачи» Томаса и Евтушевского; «Наставления в православной вере» Соколова. Грамоте в 1 отделении (классе) обучались по «Азбуке комиссии учителей Екатеринбургского уезда», изданной в 1884 году. В верхнетагильской школе было 97 книг в ученической и 75 в учительской библиотеках. Наглядные пособия, которыми пользовались в школах, были следующие: классные счёты, карта России, глобус, термометр, умывальник. По данным 1891 года школа в Верхнем Тагиле была полностью укомплектована наглядными пособиями. С момента финансирования земских школ из Министерства Народного Просвещения была достигнута цель всеобщего обучения населения. В 1908 году был составлен проект школьной сети, по которому предполагалось обучить: в Верхне-Тагильской мужской школе - 242 чел., в женской школе -126 чел., В.-Тагильской (смешанной) 1-ой и 2-ой школах по 103 ученика. Из субсидии земство возмещало часть жалованья преподавателям, земство дало обязательство принять на свой счёт содержание помещений всех школ, т.е. отопление, наём сторожей для них, соблюдение должной чистоты и страхование зданий. В 1914 году учителя получали жалованье через Екатеринбургскую земскую управу. Заработная плата формировалась из двух источников: от земства - от 5 до 14 рублей, и от министерства 30 рублей в месяц, помощницы получали жалованье от министерства 30 рублей. Помощниц у учителя могло быть 2 человека. В этот период времени наблюдался количественный рост учащихся детей школьного возраста во всех школах Екатеринбургского уезда. Уровень грамотности в этот период вырос. Фактически, земство построило школьную сеть, в которой получало начальное образование сельское население, при условии доступности всем образования. Лица, осуществлявшие надзор за школами, деятельность попечителей школ и преподавательский состав народных школ В Законе от 1874 года «О начальных народных училищах» были прописаны лица, осуществлявшие надзор за школами. «На попечителей возлагается надлежащий надзор за отоплением, освещением школьного здания, за содержанием его в чистоте, попечение о его ремонте на средства, отпускаемые обществом или земством, о снабжении школы мебелью, классными принадлежностями и учебными пособиями». Попечителями в верхнетагильской мужской и женской школе были: А.Г. Роджер, Л.М. Свечина, Г.А. Марков, П.Е. Тегенцев, А.Е. Трубин, М.Е. Ломаков , М.В. Ломаков. Учительский персонал. По сословному происхождению в составе учительниц преобладали лица духовного происхождения, дочери чиновников, почётных граждан, крестьян, мещан. Учительницы получали образование в Екатеринбургской женской гимназии (после окончания 8 класса); Епархиальном женском училище; Духовной семинарии; Казанской учительской семинарии. Также преподавание осуществляли лица, имеющие домашнее образование и из низших учебных заведений со званием сельской учительницы. Помощницы при учителях были с 7 классами женской гимназии. У всех было русское подданство. Назовём преподавателей, внёсших вклад в развитие начального народного образования. В Верхне-Тагильском мужском училище преподавали Ломаков, Тунева А.Д., Попов М.И., Моршенина А.А. Помощницами работали: Кибардина А.Н., Ожегова З.И., Некрасова А.В. Законоучителями в 1898,1905 годах были о. Пальмов, о. Пономарёв. В Верхне-Тагильском женском училище преподавали в эти годы учительницы Полежаева А.Л., Васильева А.Л., Полякова Е.П. Помощницами работали Трусова Е.П., Кондратьева Ф.И., Лапотышкина З.Н., Ключарева А.К. В смешанном Верхне-Тагильском училище в 1915-1916 годах преподавали учительница Пушкина А.И. (с домашним образованием из мещанок), ей помогали Задорина Т.Е., Клементьева Е.Е. Слушательницами Временных Педагогических курсов, организованных в г. Екатеринбурге в 1900 году, были Моршенина А.А., Полежаева А.Л., Кондратьева Ф.И. Историю творят личности. Сохранились имена людей, которые внесли вклад в дело становления народного образования. Особенно значимых попечителей и учителей отмечали благодарностями и материальными вознаграждениями в Екатеринбургском уездном земском Собрании. В профессию преподавания шли люди по призванию, так как деревенская среда отличалась от городской, и оставались работать самые лучшие. За время существования земства была подготовлена школьная сеть для введения всеобщего обучения в сельской местности, в которой обучалось крестьянское население. Дух времени требовал образованных людей, поэтому мысль о всеобщем обучении нашла своё воплощение в жизни. ________________________ © Ю.В. Щекалева, 2016 | |
Просмотров: 3443 | Рейтинг: 0.0/0 |