Главная » Читальный зал » История и краеведение

Праздники в Невьянске
Е.Е.Медовщикова
Жизнь в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Праздник - время отдыха, веселья, радости,ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого общества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни. Эмоциональный фон у праздника ярче, чем у будней: он ощущается как необычный день. Одни выделяют веселость, другие - набор особенных блюд, третьи - ношение нарядных одежд.
Праздничных дней в России в XIX веке в год было до 150. Они возникали в различные исторические эпохи.(1) Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарем русского народа. Главными среди них были Святки, Масленица, Семицкая неделя, Ивано-Купальские празднества, а также праздники сбора урожая. В основе этих праздников лежали языческие представления об устройстве мира, взаимоотношениях людей с космосом, природой и божествами.
Наряду с древними языческими праздниками в русском быту XIX века было много праздников православной церкви. Наиболее значимыми христианскими праздниками, с народной точки зрения, были Рождество Христово, Крещение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Святая Троица, Иванов день, Ильин день, Покров Пресвятой Богородицы, Никола зимний, Егорьев день.
Великими праздниками считались двунадесятые праздники. Главный праздник для православных людей - Пасха, которую называли праздником всех праздников, торжеством всех торжеств. По воспоминаниям С.Н.Тюшкова этот праздник отмечали в Невьян-сКе таким образом: посещение храма, а затем, в течение пасхальной недели, жители водили хороводы, играли, качались на качелях, пили вино.(2)
Невьянцы в день поминовения усопших - Радоницу - стряпали шаньги, красили яйца, варили кисель, брагу и совершали тризну по усопшим. Ходили в церковь, на кладбище посетить могилы родственников. И в семик невьянцы также ходили на кладбище поминать умерших родственников, приносили пироги с рыбой, шаньги, яйца, калачи. Женщины и девушки играли в мяч, пели песни, наряжали березку, носили ее по улице, плясали и пели, стуча о сковородку.
В Троицу - молодежь водила хороводы, играла в разные игры. Модной была игра «Столбики». Все играющие становились попарно на равном расстоянии, образуя круг. Только в одном месте становились трое и один играющий, остающийся вне круга. Он вставал рядом с ними с правой стороны. В следующей паре игрок перебегал к следующей паре и т. д. Не имеющий места бегал вокруг и старался встать третьим; если ему это удавалось, то он хлопал по спине не успевшего перебежать и вставал на его место. В наши дни эта игра называется «Третий лишний».
Масленица, тоже почитаемый в Невьянском заводе праздник. Проводили его в катании по улицам на лошадях, запряженных в лучшие сани.
Часто молодежь собиралась на вечерки, капустники. Там играли в различные игры. Молодые парни приносили с собой «музыку»: балалайку, бандуру, гармошку или скрипку. Девушки с собой брали работу.
На «копотиху» девушки собирались для обработки льна: днем работали, вечером проводили вечерки. На «капустиху» девушки собирались для обработки капусты, по окончанию работы проходили вечера.
Праздником в России считалось также воскресенье. Он был принят как день отдыха еще древними славянами. В быту существовали праздники семейные: именинные.
Заметной роли Невьянска среди населенных пунктов Среднего Урала способствовало и то обстоятельство, что неподалеку от него находились «Святые места», почитаемые староверами не только Урала, но и России.
С первых дней существования Невьянского завода совершалось паломничество на Веселые горы, где были похоронены почитаемые народом четыре инока-схимника: Герман, Максим. Григорий, Павел. Дорог было много: со стороны В-Тагила, Н-Тагила, Черноисточинска и других заводов. Но главная дорога из Невьянска. Съезжались богомольцы из Сибири и других мест России. Невьянск- сборный пункт. Собравшиеся ночевали в Невьянске, отдыхали, ходили молиться к башне, в которой, как гласит предание, долгое время томился в заточении один из старообрядческих подвижников - Максим, а затем начинали паломничество.
Особо почиталась во всей округе Невьянского завода чудотворная Верхнетагильская икона Божьей Матери «Знамение». Накануне праздника святых апостолов Петра и Павла 28 июня (11 июля) икону приносили в Невьянск. Крестный ход следовал через Калату (г. Кировград) и Шуралинский завод, где делались краткие остановки и служились молебны. Этот крестный ход был особенно многочисленным, т. к. в это время проходила Петровская ярмарка. Крестный ход с иконой шёл в д. Федьковка, к празднику Успения Божьей Матери, икону приносили в Никольский храм Быньговского завода. Крестный ход следовал с краткими остановками через Калату, Шуралу и Невьянск и к началу праздничного всенощного бдения оказывался в Быньгах. Здесь икона находилась до 29 августа (11 сентября). Из Бынёг икона на короткое время приносилась в д. Нижние Таволги. А 30 августа (12 сентября) икону приносили в Шуралу, где был престольный праздник в храме св. благ. Князя Александра Невского. Из Шуралы крестный ход следовал в Верхний Тагил, где икона находилась до мая следующего года.
Крестные ходы с этой иконой совершались в течение всего лета до конца 20-х годов XX века, а затем были запрещены и возобновились в 2004 году.
Эпоха Петра I стала временем рождения в России грандиозных праздников. Среди них можно назвать празднества Нового года. Их роль заключалась в в приобщении россиян к европейской культуре.
Новый год. Никакой другой день в году не похож на этот. Лесная гостья- центр торжества этого праздника. Сегодня для ребят - залог долгожданного свидания с Дедом Морозом и Снегурочкой. А в 18 веке по указу Петра I началом года повелевалось считать не 1 сентября, а 1 января, как во всех европейских странах. В этот день дома в Москве украшались еловыми, сосновыми, можжевеловыми ветками. В облике доброго старичка Дед Мороз появился в 1840 году в рассказе В. Одоевского «Мороз Иванович». Сначала это был старец, который своим посохом управляет кончиной всего живого. Лишь к началу XX века дед стал добрым. Правда, Дедом Морозом еще не звали: это был «святочный старик», «рождественский дед», «елочный дед». Только в 1910 году он стал появляться на елке живьем в качестве массовика-затейника. В 1873 году Дед Мороз обзавелся дочкой, потом внучкой. В начале XX века появилась песенка «В лесу родилась елочка».(3) В Невьянском заводе Новый год в начале XX века отмечали с Дедом Морозом у елки на городском пруду, катанием на коньках на катке.
В поселении Невьянский завод торжественно отмечали юбилеи завода.
В 1901 году невьянцы отметили знаменательную дату в истории своего завода - 200-летие со дня выпуска первого чугуна на Невьянском заводе. Отметили очень скромно: состоялся молебен и обед в доме управляющего.(4)
В 1910 году еще одно яркое событие произошло в Невьянске. 6 августа жители Невьянского завода торжественно отметили 200-летнюю годовщину приходского Спасо-Преображенского храма. Состоялось торжественное всенощное бдение, литургия, на которых присутствовали Екатеринбургский и Ирбитский епископ Митро-фан, Пермский губернатор В. А. Лопухин, представители местного заводоуправления, гражданской власти и огромное количество невьянцев, в том числе и старообрядцев. А также состоялись юбилейные чтения об истории С-Преображенского храма и его святынях. В память 200-летия собора были изготовлены напрестольный крест и написана икона Богородицы.(5)
Праздники играли значительную социальную роль в жизни каждого человека. Прежде они способствовали консолидации людей, живущих в одном селении. Праздник способствовал укреплению родственных связей, развитию родственной взаимопомощи. Он нёс своеобразные образовательные функции: например, частое общение с родней, приехавшей издалека позволяло узнавать новости, обмениваться впечатлениями о событиях в стране, получать знания о далеких странах и народах. Праздник отвлекал людей от будничных забот, семейных неприятностей, жизненных трудностей, давал психологическую разрядку. Проведение праздника в каждом населенном пункте имело свои особенности, не зря в русском народе говорили «Что ни город, то - норов».
«После промышленности и учреждений не лишним нахожу познакомить читателя и с общественной жизнью невьянцев, от которой не мало зависит и всякая промышленность и торговля, тесно связанная с обществом. Чем больше единства в каком-либо обществе, чем больше заинтересовано оно общим делом и, чем более есть в нем сочувствия к каким-либо полезным предприятиям, тем успешнее идут его дела. К сожалению, этого-то и не хватает в Невьянском обществе. - Невьянское общество, начиная от высших до низших слоёв, разъединено на противные одна другой партии. Главной причиной разъединения можно назвать разнородность в религиозных убеждениях, доходящих нередко до фанатизма».(6)
«Число семейств, составляющих «сливки» Невьянского общества, очень невелико. Но и они раздробляются на кружки. Ограничиваются официальными визитами на Рождество, Пасху или собираются вместе, когда «празднуется в каком либо семействе одно из имён существительных на «ны». Вообще, жизнь крайне монотонна и представляет мало интересного для описания; тоже переливание из пустого в порожнее, та же картёжная игра, составляющая единственный способ развлечения собравшихся гостей, - одним словом уголок Невьянский представляет из себя та кое захолустье, в котором жизнь не бьёт ключом и слаба, «день да ночь - сутки прочь», подходят, как нельзя более к общественной жизни невьянцев».(7)
Большинство состоятельных людей имело не только сады на усадьбе, но и отдельные заимки. В 1883 году в северо-восточной части поселка Невьянский завод Иван Петрович Богомолов - купец 2 гильдии разбивает сад. Богомолов был членом УОЛЕ, и, как и его коллеги, ратовал за сохранение уральских лесов и рек, улучшение пахотных земель, внедрение в сельскохозяйственное производство новых культур и технологий, в т.ч. выращивания плодово-ягодных культур. Впоследствии он продал сад Французову. В саду был летний театр и стадион для занятий спортом.(8) В саду проходили праздники.
Повседневная культура претерпевает постоянные изменения, не только сохраняя старые традиции, но и преобразуя их, и формируя новые.
Большие изменения в повседневной культуре происходили в XX веке.
В советское время неотъемлемой частью города был парк культуры и отдыха. 6 сентября 1923 года бывший сад Французова со зданием летнего театра решением Горисполкома передан в аренду Союзу металлистов.(9) В 20-х годах комсомольцы и молодёжь Невьянска превратили сад в место отдыха трудящихся, привели в порядок и старое футбольное поле, дорожки. Здесь стали тренироваться бегуны, легкоатлеты, гимнасты. Руководителем невьянских спортсменов стал И. Н. Тютюнин. Была создана и своя футбольная команда.(10) В парке размещались летний сад, игровой павильон, открытая эстрада, тир, кафе, несколько торговых киосков, стадион. Проходили городские, заводские праздники. В летнем театре часто выступали знаменитые артисты: Лемешев, Козловский, Утёсов.
В 1925 году по постановлению окружной камеры Труда от 29 декабря 1924 г.были определены следующие праздники:
«воспрещается производство работ в следующие революционно-праздничные дни:
1 января - Новый год
22 января- День 9 января 1905 года
12 марта- день ниспровержения самодержавия
18 марта- день Парижской коммуны
1    мая - день интернационала
7    ноября - День пролетарской революции
.. .устанавливаются следующие дополнительные дни отдыха:
18 апреля - страстная суббота
20 апреля - 2-й день пасхи
2    мая - день труда
28 мая - Вознесение
15 июля - день освобождения Урала от Колчака
25-26 декабря - Рождество
8    ноября - день октябрьской революции
Примечание: 6 января - Крещение, 25 марта - Благовещение, 6 сентября-Преображение, 15 августа-Успение-заменяются революционными днями отдыха и считаются рабочими днями.»(11)

В первые годы советской власти невьянцы еще отмечали Новый год, Рождество, Пасху и другие церковные праздники. Комсомольцы проводили комсомольскую пасху, на которой присутствовало до 400 человек, читали доклады на антирелигиозную тему, проводили антирелигиозные митинги.(12)
Но уже в 1926 году в Невьянске был организован антирелигиозный кружок по подготовке пропагандистов, беседчиков по атеизму для работы в деревне. В городе была расширена сеть антирелигиозных кружков в клубах, избах-читальнях, проведено несколько диспутов.
Со 2-й половины XX века стал популярным праздник «Проводы зимы» - с блинами, гуляньями, выступлениями самодеятельных артистов и обязательно - соревнования на лошадях. Этот праздник -продолжение древней традиции отмечания масленицы. В конце 80-х годов вновь вернулось старое название праздника - масленица.
В 1927 году Советская власть запретила устраивать новогодние елки, называя этот праздник религиозным предрассудком. В те годы были сложены различные стихотворения. Вот одно из них: «Не позволим мы рубить молодую елку, не дадим леса губить, вырубать без толку. Только тот, кто друг попов елку праздновать готов. Мы с тобой враги попам, рождества не надо нам.»13. В 1935 году Новый год снова стали отмечать. В Невьянске елку устраивали на пруду вплоть до 1950-х годов. До 2005 года городскую елку в Невьянске ставили на площади, где вырастал сказочный снежный городок - каждый год разный и удивительно привлекательный. На Новый 2006 год елка «переехала» на Преображенскую площадь.
Сегодня один из главных праздников нашей страны - День Победы. А отмечать официально этот праздник стали только через 20 лет после Победы. В 1965 году день 9 мая был объявлен нерабочим. В Невьянске накануне состоялось торжественное собрание, посвященное 20-летию со Дня Победы. 9 мая организован митинг. Участники Великой Отечественной войны прошли в колонне от Дворца культуры до городской площади. К этому юбилею в городе и районе проходили социалистические соревнования тружеников промышленных предприятий, организаций, совхозов. В 1967 году был открыт памятник невьянцам, павшим за советскую Родину. К этому памятнику возлагали и возлагают сегодня цветы. К 30-летию Победы в городском сквере установили памятную плиту с фамилиями погибших, на кладбище был открыт памятник умершим от ран в госпиталях Невьянска. А к 40-летию Победы в 1985 г. в Невьянске был открыт Мемориал погибшим в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Стало традицией приходить на площадь города: просмотреть шествие ветеранов, выступление местных артистов, поболеть за участников эстафеты на приз газеты «Звезда».
Отдельно следует сказать о легкоатлетических соревнованиях, которые до сих пор собирают на улицах Невьянска не одну сотню зрителей и десятки команд. Это легкоатлетическая эстафета на приз редакции газеты «Звезда». Эти увлекательные состязания зародились ещё в 1943 году. Изначально эстафета была посвящена Дню печати, отмечаемому 5 мая. Именно в этот день невьянские журналисты, воодушевлённые первыми фронтовыми победами Красной Армии, устроили для горожан праздник спорта - небольшую передышку в ударном труде (так уж получилось, что спустя 2 года на начало мая пришлось другое, не менее радостное событие - День Победы, и сейчас спортсмены посвящают свои выступления этому празднику). Участниками первых соревнований стали команды ДСО «Трактор», техникума, школы № 1. К сожалению, страницы газет не донесли до нас «происхождение» первой команды - победительницы. Известно лишь, что за победу она получила книгу «Невьянцы в боях за Родину». Следующие соревнования состоялись только через 8 лет, в 1951 году, и стали традиционными.
Традиционно в течение 100 лет в Невьянске отмечают 1 мая. До революции тайно - на Каменном мысу - на маевки собирались революционно настроенные рабочие завода. В 1918 году первомайская демонстрация прошла по улицам города. Во главе шествия ехал броневик, а затем несколько автомобилей, и шло большое количество невьянцев. Торжественно отметили невьянцы Первомай 1922 года. В манифестации участвовало более 3000 человек, рота ЧОН. На площади состоялся митинг, под звуки винтовочного салюта был открыт памятник Карлу Марксу. Вечером для горожан был дан спектакль, в коммунистическом клубе состоялся концерт, закончившийся чаепитием. В течение всего XX века этот праздник был одним из любимых невьянцами.
В течение 70 лет 7 ноября традиционно на городской площади проводилась демонстрация, посвященная Великой Октябрьской социалистической революции.
В городах и районах области получила широкое распространение практика проведения Дня города. В Невьянске День города первый раз отмечался в 1977 году. В этот день подводятся итоги по выполнению мероприятий по благоустройству, наведению общественного порядка, повышению уровня работы предприятий. В этот день проходят выставки, спортивные соревнования, чествования молодоженов, Почетных граждан города. Ярко был отмечен 300-летний юбилей Невьянска. К этому юбилею у города появился свой герб, флаг, гимн.
В советское время появились праздники: День Нептуна, день военно-морского флота, городские фестивали, день металлурга, день машиностроителей, день работников сельского хозяйства, день работников здравоохранения, день учителя, день милиции и многие другие.
Повседневная культура претерпевает постоянные изменения, не только сохраняя старые традиции, но и преобразуя их, и формируя новые, переплетаются традиции старого и нового времени.


Примечания:

1.    Иллюстрированная энциклопедия. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. - СПб., 2002.-С. 5.
2.    Тюшков С. Н. Дневник. 1913-1924. С. 17. Рукопись.
3.    Каменщиков Д. С Новым годом! // Журнал Колумб. - Екатеринбург. 2005. №4. - С.8-9.
4.    Филатов В. В. Пригласительный билет в прошлое. // Горный журнал. 2001. №3. - С.212.
5.    Празднование 200-летия существования храма Преображения Господня в Невьянскомзаводе.//Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. 1910.15 августа. №31. С. 663-669.
6.    Демидовские заводы в описаниях Н.К. Чупина // Уральская старина. Вып.З. - Екатеринбург. 1997 С. 259.
7.    Там же. с.261.
8.    ОДААНТ. Ф. 434. Оп. 1.Д. 16. Л. 310.
9.    ОДААНТ. Ф. 434. On. 1. Д. 1 а. Л. 14.
10.    В борьбе и труде закалённая: о прошлом и настоящем Невьянской организации ВЛКСМ. - Невьянск, 1971. с. 34.
11.    ОДААНТ. Ф. Р-56. Оп.1. Д. 60. Л.1. Постановления окружной камеры Труда.
12.    Смирнов В. А. К истории невьянской городской организации Коммунистической партии Советского Союза. Книга 2. Рукопись. Невьянск. 1976. С. 153.
13.    Информант Чусовитина А. В.

Copyright © Медовщикова Е.Е., 2010 Все права защищены

Опубликовано: Пятые Невьянские исторические чтения. Материалы научно-практической конференции, 2010


Категория: История и краеведение | Добавил: Admin (02.12.2012) | Автор: Е.Е.Медовщикова
Просмотров: 2436 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]