Главная » Читальный зал » История и краеведение

Отцы-миссионеры Верхнетагильского православного прихода

Денис Щербина

ОТЦЫ-МИССИОНЕРЫ ВЕРХНЕТАГИЛЬСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПРИХОДА

Отец Симеон Боголепов
Наверное, каждый, кто посещал Знаменскую церковь города Верхнего Тагила, кто присутствовал на богослужениях, и тем более кто принимал участие в крестных ходах, совершаемых вокруг храма, невольно обращал внимание на стоящие в правой стороне, близ церковной ограды, захоронения. А может быть, кто-то из благочестивых паломников специально подходил к ним и возносил Богу за усопших свои молитвы?
Три одинаково оформленные в духе советского времени могилы: каркасы из железных уголков, да скромные, окрашенные голубой краской деревянные кресты. Крайняя, та, что с левой стороны, отличается тем, что украшена литой из чугуна плитой. Под сенью восьмиконечного креста, того что изображён на надгробии, можно прочесть увековеченный крупными округлыми буквами текст эпитафии:
«На сем месте покоится тело благочинного священника о[тца] Симеона Боголепова. Родился 23 мая 1845 г. Скончался 2 ноября 1895г».
 

Совсем немного, скромно отражено на могильной плите об этом верном пастыре Церкви Христовой. Минуло уже столько лет со дня его кончины, но благодаря тому, что сохранились архивные документы и печатные издания, свидетельствующие о нём и его служении, можно более подробно узнать об этом священнослужителе.
Отец Симеон Никандрович Боголепов приехал в Верхнетагильский завод в октябре 1882 года. Знаменскому храму он посвятит последние 13 лет своей жизни и пастырской деятельности. Дипломатические качества и добрый сердечный характер отца Симеона, в совокупности с его ревностным служением делу распространения истиной веры среди местных старообрядцев, помогали ему приводить многих заблудших чад к Святой Матери Церкви. Священноначалие в лице Преосвященного Поликарпа (Розанова), епископа Екатеринбургского и Ирбитского, наблюдая за его лидерскими качествами, в 1889 году назначило его благочинным церквей третьего округа Екатеринбургского уезда. В состав благочиния входили следующие заводы и поселения, находящиеся на территории Екатеринбургского уезда: Верхнетагильский, Верх-Нейвинский, Шуралинский, Невьянский, Быньговский и Режевской заводы и сёла Черемисское (настоятель местного Богоявленского храма отец Иоанн Карамышев был помощником отцу Симеону во всех делах связанных с благочинием), Шайдурихинское, Липовское, Шайтанское, Аятское, Мостовское, Останинское, Глинское, Линевское, Кайгородское, Коневское, Клевакинское, Кипринское и Арамашевское.
По завершении утреннего уставного богослужения в Знаменском храме отец Симеон торопливо садился на телегу, редко когда в коляску, и совершал свои пастырские визиты в близлежащие приходы. На местах он выслушивал различные проблемы местных сельских батюшек и старался их как-то разрешить. Не имея у себя на приходе второго священника из-за отмены в 1873 году ранее изданного указа Святейшего Синода 1864 года, не позволяющего «иметь в здешнем заводе двухклировый штат», отец Симеон все свои служебные перемещения «совершал по скору», дабы не оставлять свой храм без богослужений. Ярким свидетельством Проповеднической деятельности отца Симеона служат сохранившиеся отчеты его миссионерского служения в борьбе с расколом. Так, отец Симеон совершил в Знаменском храме 4 сентября 1894 года торжественное чинопоследование в присутствии специально приехавших по этому случаю следующих духовных лиц: окружного миссионера из города Екатеринбурга священника Адриана Забалуева и нижнетагильского священника и председателя миссионерского комитета всего Верхотурского уезда Михаила Сушкова, ранее известного в старообрядческой среде бывшего старообрядца и начетчика. В тот день через таинство покаяния к Церкви был присоединён житель верхнетагильского завода Фома Петрович Таланкин вместе с женой Евфимией Абрамовной и детьми: сыном Василием 2 лет и дочерью Александрой 6 лет, над которыми было совершено таинство Миропомазания. Для всего верхнетагильского завода это присоединение было удивительным событием, так как ранее Таланкин был известен всем жителям как активный член и начетчик местной старообрядческой общины поповцев австрийского согласия.
Год спустя отец Симеон к Святой Церкви присоединил следующих лиц, ранее находящихся «в расколе»: Татьяну Фёдоровну Волкову, Пелагею Анфимовну Ломакову, сестёр Болотовых Марфу Петровну и Анастасию Петровну, Фёдора Семёновича Ломакова, Екатерину Борисовну Чеканову, а также жителя соседнего Верхнейвинского завода запасного рядового Прохора Лаврентьевича Суздалова. Все эти лица - молодые люди в возрасте от 16 до 26 лет. Видимо, понимал отец Симеон, что со стариками-староверами нет никакого толку вести миссионерскую работу, а вот молодёжь совсем другое дело. Сеял скромный пастырь в их отзывчивых сердцах семена благой проповеди в надежде, что они прорастут и дадут свои всходы.
Помимо своей миссионерской работы, направленной на искоренение раскола, отец Симеон находил время и для преподавательской деятельности. За активное участие в работе народной земской школы, где он вёл предмет «Закон Божий», 26 июля 1895 года отцу Симеону была объявлена благодарность от «Господина инспектора Народных училищ». Кроме того, Преосвященнейший Симеон (Покровский), епископ Екатеринбургский и Ирбитский, отметил усердного пастыря и труженика отца Симеона Боголепова своим «Архипастырским благословением».
В ноябре 1895 года большая беда пришла в Знаменский приход. Неожиданно для всех отец Симеон скончался. Вскоре в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» был опубликован обширный некролог с его подробным послужным списком и описанием, как жители Верхнего Тагила прощались со своим духовным отцом, учителем и наставником. …
Вдове отца Симеона, матушке Ариадне Васильевне, оставшейся без мужа вместе с четырьмя детьми: Валентином, Павлом и дочерьми Фаиной и Софией, от Екатеринбургского епархиального Попечительства было назначено денежное пособие в размере 16 рублей.

 
Продолжатель миссионерского служения отец Василий Пальмов
Оставаться долго без священника Знаменский храм не мог. Да и где это видано, чтобы местные жители-прихожане оставались без духовного окормления. Тем более, они недавно пережили такую утрату - кончину своего прежнего настоятеля. По решению Преосвященного Симеона (Покровского), епископа Екатеринбургского и Ирбитского, временным священником для верхнетагильского Знаменского храма был назначен клирик Спасо-Преображенской церкви Невьянского завода отец Николай Александрович Словцов.
Для того времени нового священника не присылали долго. Осиротевшая паства отца Симеона, (к тому периоду в Знаменском приходе числилось 4829 человек, из них 2340 было мужчин и 2489 женщин) ждала и надеялась, что новый священник оправдает их надежды. Минуло девять месяцев, и в Верхнем Тагиле вновь появился свой постоянный батюшка. ...
В конце июля 1896 года Екатеринбургскую кафедру возглавил новый Преосвященный, епископ Владимир (Шимкович), приехавший на Урал из Екатеринославля. Он и подписал прошение с просьбой о переводе отца Василия Пальмова из села Петропавловского в Верхнетагильский завод.
Священник Василий Александрович Пальмов происходил из семьи псаломщика, служившего в селе Могилевка Пензенской губернии, где и родился 20 июня 1863 года отец Василий. Продолжая дело своего родителя, он в 1887 году успешно окончил Пермскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда. Преосвященным Нафанаилом (Леандровым), первым самостоятельным епископом Екатеринбургским и Ирбитским, 18 сентября 1887 года Василий Александрович был рукоположен в сан диакона с определением на служение в Екатерининский кафедральный собор города Екатеринбурга. Совершая своё диаконское служение в соборе, отец Василий по собственной инициативе на общественных началах взялся за воспитание детей, преподавая им основы Закона Божия в церковно­приходской школе, действующей при соборе. 8 ноября 1888 года Преосвященный Поликарп (Розанов), епископ Екатеринбургский и Ирбитский, рукоположил диакона Василия Пальмова в сан священника. По собственному прошению отец Василий был направлен служить в Покровскую церковь села Куяшского Екатеринбургского уезда. Занимаясь преподавательской деятельностью в Куяшском, отец Василий и там проявил себя, как ревностный пастырь, и за понесенные труды на ниве духовного просвещения он был отмечен благодарностью от Екатеринбургского Земского собрания.
Весной 1893 года отец Василий подаёт прошение о переводе его на другой приход. Преосвященный Афанасий (Пархомович), епископ Екатеринбургский, удовлетворяя просьбу отца Василия, переводит его 19 апреля в село Петропавловское Шадринского уезда, совершать служение в местном храме в честь святых апостолов Петра и Павла. Но спустя три года, 4 августа 1896 года, опять же по собственному прошению, отец Василий был переведён служить в Знаменский храм Верхнетагильского завода.
Кто знал, что именно отцу Василию придётся с полной самоотдачей продолжить дело, начатое его предшественником отцом Симеоном Боголеповым. В те годы в приделах Екатеринбургской епархии находилось свыше 150 приходов. В некоторых из них в большинстве случаев преобладали представители различных старообрядческих течений, общая численность которых составляла свыше 50000 человек, а при епархиальном управлении состоял только один миссионер, занимающийся противораскольническими проблемами, и четыре окружных миссионера проводили свою работу по всей епархии.
В 1897 году на февральском общеепархиальном съезде миссионеров, ведущих борьбу с расколом, ярко выраженным на территории Екатеринбургской епархии, правящим архиереем было принято решение усилить работу миссии следующим постановлением:
«...В видах усиления состава и деятельности миссии почтительнейше ходатайствовать пред Его Преосвященством Преосвященнейшим Владимиром, епископом Екатеринбургским и Ирбитским об открытии особых Миссионерских Комитетов в тех пунктах, кои особенно сильно заражены расколом, сформировав составы этих комитетов из священников, живущих в таких пунктах и ближайших к ним селениям…».
Согласно резолюции правящего архиерея от 18 февраля 1897 года, были образованы следующие окружные миссионерские комитеты: Шарташский, Невьянский, Верхнетагильский, Режевской, Ревдинский, Каслинский, Кыштымский, Нижнеуфалеевский, Васильево-Шайтанский и другие. Всего было сформировано по Екатеринбургской епархии 28 комитетов. В состав Верхнетагильского Миссионерского комитета вошли настоятель Успенской единоверческой церкви Нейво-Рудянского завода священник Гавриил Сельменский и настоятель Николаевской единоверческой церкви Верх-Нейвинского завода священник Дмитрий Словцов. Председателем вновь образованного комитета был назначен настоятель Знаменского храма Верхнетагильского завода, священник Василий Пальмов.
В обязанности членов этого комитета входило проводить с населением не менее 20 бесед в год на противораскольнические темы, а также организовывать и привлекать из местных жителей помощников для оформления на приходах специализированных библиотек, способствующих более плодотворной работе миссионеров. В предлагаемый епархиальным миссионерским комитетом перечень литературы, направленной на борьбу против раскола и сектантства, входило 86 книг. В приходской библиотеке Знаменского храма в виду того, что здесь явно наблюдалась активная религиозная жизнь старообрядцев - приверженцев австрийского согласия, в надежде на то, что грамотное население Верхнетагильского завода будет самостоятельно проявлять хотя бы небольшой интерес к трудам на тему «Сравнительного богословия», старались расширить библиотечный фонд. На книжных полках приходской библиотечки из предлагаемого списка литературы появилось 35 новых книжных новинок, на тему «Против последователей австрийщины».
Кроме этого, отца Василия 15 октября 1897 года назначили законоучителем мужского и женского земских училищ, находящихся в Верхнетагильском заводе. 28 апреля 1899 года его избрали депутатом от духовенства и он решал проблемы, связанные с выделением земельных участков для причтов. Также в обязательную деятельность отца Василия входила его работа в Екатеринбургском отделении «Православного Палестинского Императорского общества», в котором отец Василий состоял членом и сотрудником. Это говорит о том, что помимо проводимых бесед и лекций, связанных с его миссионерской работой, верхнетагильский батюшка занимался популяризацией Христианских святынь, находящихся в далёкой и жаркой Палестине. …
Усердно занимаясь работой местного миссионерского комитета, совершая у себя в храме богослужения и требы, отец Василий Пальмов постоянно был в движении из-за поездок с целью донести своё пастырское слово и наставление жителям своего округа. До нас дошли немногие сведения, подтверждающие его плодотворную миссионерскую деятельность. Вот что сообщали в 1900 году по этому поводу «Екатеринбургские Епархиальные ведомости» под заголовком «Присоединения ко Святой Православной Церкви по Екатеринбургской епархии за вторую половину 1898 года»:
«Присоединены из раскола через таинство Св[ятого] Миропомазания... священником Знаменской церкви Верхнетагильского завода Василием Пальмовым - Красноуфимского уезда, Шайтанского завода крест[ъянская] дев[ица] Марина Александровна Крохина - 17 лет (20 сентября). Сылвинского завода крест[ъянская] дев[ица] Евдокия Петровна Нестерова - 17 лет (13 октября). Жителя Верхнетагильского завода, крестьянина Павла Евгеньевича Киселева, дочь Анисья - 16 лет (11 ноября)».
В этом же периодическом издании сохранились и сообщения, как проходили миссионерские встречи духовенства с местным населением. … Чаще всего такие встречи организовывались в здании Верхнетагильского Волостного правления. Помощники отца Василия заранее оповещали народ, расклеивая по заводу объявления с приглашением на встречу с пастырем. 31 мая 1902 года после Божественной воскресной литургии в помещении Волостного правления собралось до 200 человек местных жителей, исповедующих Православную веру в различных её формах, таких как единоверие и старообрядчество. В тот день отец Василий предложил собравшимся тему «О неодоленности Церкви Христовой». По завершении его выступления пошли «дебаты по поводу переписки старых книг». Больше всего по данной теме был недоволен местный житель единоверец Константин Глинских. …
На очередном собрании, состоявшемся 30 ноября 1903 года в помещении Волостного правления в присутствии 100 человек, послушать отца Василия впервые пришли представители старообрядчества. Естественно, беседа прошла в суетном настроении, так как руководитель общины старообрядцев Австрийского согласия Григорий Павлович Чистяков вместе с дочерью пытался «смутить присутствующих о двухперстном крестосложении». Несмотря на все противоречия старообрядцев с официальной Православной Церковью, местные руководители Австрийского согласия стали сами инициировать подобного рода встречи. 14 декабря того же года состоялась встреча, организовать которую просили именно сами старообрядцы. Заявленная ими тема «О перстосложении» привлекла более 300 жителей. Впервые побывал на этой встрече проживавший в Верхнетагильском заводе житель Осиновского уезда Пермской губернии старообрядческий монах Феофил - он же Филипп Ельшин, который станет частым слушателем бесед отца Василия. Всё больше объединялся народ, посещая такие лекции. Вечером 12 января 1904 года отец Василий для жителей Верхнетагильского завода читал лекцию на тему «Могут ли совершать святые таинства старообрядческие наставники и попы Австрийского согласия?». Послушать его лекцию пришёл и настоятель местной единоверческой церкви священник Феодор Шишкин, приведя с собой многих своих прихожан. Заинтересовались данной темой и живущие в Верхнем Тагиле старообрядцы, которых тоже пришло немало. Всего же на лекцию отца Василия собралось тогда 500 человек.
Видя усердие отца Василия на ниве миссионерского служения и ревностное исполнение им обязанностей школьного законоучителя, 8 марта 1901 года правящий архиерей Екатеринбургской епархии удостоил деятельного пастыря правом ношения цветной скуфьи. О плодотворных трудах отца Василия «Екатеринбургские епархиальные ведомости» в 1905 году сообщали следующее:
«...Екатеринбургским окружным миссионером В[асилием] Пальмовым в отчетном году было сделано 33 собеседования во всех трёх местах округа, где только имеется раскол. Во время поездок по миссии ему обыкновенно сопутствовал и принимал деятельное участие в собеседованиях миссионер-сотрудник Верхнетагильского комитета Ф. П. Таланкин. К чести последнего труженика миссии нужно сказать, что сам, происходя из раскола и зная, как безотрадно и тягостно для души пребывание вне общения с Церковью, Фома Петрович, опуская часто свой дневной заработок, с братской любовью к своим прежним единомышленникам стремится в эти миссионерские поездки. И следует отдать ему долг, слово его не остаётся праздным...».
 

В конце 1904 года отец Василий подал прошение на имя правящего архиерея с просьбой о переводе его на вторую священническую вакансию в православный приход Невьянского завода. Преосвященный Владимир (Соколовский), епископ Екатеринбургский и Ирбитский, своим указом под № 746 просьбу его удовлетворил, и отец Василий 24 января 1905 года был переведён в Спасо-Преображенский храм Невьянска. Продолжая совершать своё служение, он и там возглавил местный миссионерский комитет. Кроме того, отец Василий становится законоучителем невьянской женской гимназии. За понесённые труды во славу Церкви и Отечества ко Дню рождения государя Императора указом Святейшего Синода под № 8291 от 6 мая 1905 года отец Василий был награждён правом ношения камилавки. А спустя шесть лет, в 1911 году, ко Дню рождения государя Императора 6 мая Святейший Синод отметил отца Василия высокими наградами: золотым наперсным крестом, саном протоиерея и назначением его настоятелем Спасо-Преображенского храма (статус собора храму был присвоен в 1912 году).
Скончался отец Василий Пальмов в Невьянске 24 мая 1915 года. Став вдовой, его супруга матушка Фелицата Петровна с пятью детьми нуждалась в материальной помощи, о чём было сообщено через «Екатеринбургские епархиальные ведомости» всем отцам благочинным.
После перехода отца Василия Пальмова в Невьянск, работу Верхнетагильского миссионерского комитета продолжил настоятель единоверческого Николаевского храма Верх-Нейвинского завода священник Андрей Карпович Авдеев, утверждённый Екатеринбургской Духовной консисторией на эту должность 17 августа 1905 года.



Опубликовано в книге "Взором Пречистой осенённые".

Copyright © Щербина Д. Е., 2018. Все права защищены
Категория: История и краеведение | Добавил: Uralizdat (10.09.2018) | Автор: Денис Щербина
Просмотров: 94 | Теги: Денис Щербина, краеведение, История | Рейтинг: 1.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]