Главная » Читальный зал » Персоналии |
Хранитель верх-нейвинской старины
Фраза «Солдатами не рождаются» уже давно стала крылатым выражением. Но бесспорно ли это утверждение?.. «В моей жизни так случилось, – пишет в одной из своих публикаций Денис Евгеньевич Щербина, тридцатипятилетний житель Новоуральска, чьи родители тоже родились в этом «закрытом» городе, – что на протяжении многих лет я связан с поселком Верх-Нейвинским. Новоуральцы старшего поколения, чьи предки происходят из поселка, с неподдельной добротой и мудростью говорят, что город и поселок разделяет лишь длинный забор. И делиться на своих и чужих просто глупо и бессмысленно… Будучи совсем еще ребенком, я встречал в Верх-Нейвинском очень интересных собеседников. В разговорах с ними получал различную информацию, еще не осознавая, для чего она мне может пригодиться. По прошествии времени понял, что мне просто повезло встретиться с носителями ценнейших исторических сведений! Однако уже тогда, в детстве, во мне пробудился интерес к истории основанного в 1662 году горнозаводского поселка». Годы взросления юноши пришлись на перестроечные времена в стране. Не потеряться в сумятице лихих 90-х лет ему помогла, несомненно, и твердая опора на вековой духовный опыт земляков. Денис Щербина стал не только активным участником православной общины, которая зародилась в Верх- Нейвинском в 1989 году и которой суждено было воссоздать местный Воскресенский храм в его прежнем виде, но и, если можно так выразиться, историографом духовного прошлого края. Кто-то отправляется в отпуске в Турцию или Таиланд , а Денис Евгеньевич устремляется в архивы и библиотеки, разыскивает очевидцев событий и их потомков. Первым итогом его исследовательской работы стала выпущенная в 2007 году в Новоуральске тридцатистраничная брошюра «Храмы Верх-Нейвинска», сопровождавшаяся списком «Священнослужители, служившие в храмах поселка Верх-Нейвинский» и множеством фотографий. Чем больше узнаешь, тем яснее понимаешь, как мало знаешь!.. Логическим продолжением «Храмов Верх-Нейвинска» явилось издание в 2008 году в Новоуральске исторического очерка «Православный Верх-Нейвинск. Прошлое и настоящее», уже в 74 страницы. Автор адресовал его всем, кому не безразлична история Отечества. Вроде бы точка поставлена, но Д. Е. Щербина по-прежнему посвящает время, свободное от службы в Воскресенском храме, краеведческим изысканиям, и через три года читатель получает уже третье издание «Православного Верх-Нейвинска», дополненное и исправленное. На 112 страницах книги – вдохновенное повествование об истории верх-нейвинских храмов и судьбах священнослужителей. Издание снабжено большим количеством ранее не публиковавшихся фотодокументов. Как и во всех других своих книгах, Д.Е. Щербина добросовестнейшим образом указывает все источники использованной им информации. Безусловно, добропорядочность, доброжелательность молодого краеведа располагают его собеседников к общению с ним. Не было случая, чтобы Денис Евгеньевич «запамятовал» вернуть владельцу фотографию или иной документ. Тот, кто понимает ценность бумажных носителей информации, с чувством святой неприкосновенности относится и к чужой собственности. Заключительная глава вышеназванного издания посвящена истории старообрядчества в верх-нейвинском крае. Но эта публикация была лишь началом работы над темой о кержачестве. В 2013 году Д.Е. Щербина сдал в печать уже книгу о старообрядцах. Для Дениса Евгеньевича тема духовного прошлого края поистине неисчерпаема. Преклоняясь перед духовным подвигом мучеников за веру Христову, Д.Е. Щербина выпускает в 2010 году брошюру «Верх-нейвинский батюшка. Жизнеописание священника Михаила Мягкова», а в 2011-м, тоже в Новоуральске, – «Житие священномученика Иоанна Вишневского. В память вечную будет праведник». В этом же, 2011 году молодой человек издает каталог «Памятники, символы и эпитафии Старого православного верх-нейвинского погоста». Отправляясь в очередную экспедицию, хранитель верх-нейвинской старины прихватывал с собой не только фотоаппарат, но и емкости с водой, а то и краской, орудия труда, дабы привести памятники в божеский вид. Ибо его величество Время не щадит и уникальные надгробия… Краевед Д. Е. Щербина верен своему кредо: «Спасти и сохранить! Передать потомкам хотя бы память о былом посредством описаний, фотоснимков…» Вдумайтесь, только названия перечисленных изданий о многом говорят, и об их авторе – тоже. Авторе, который глубоко убежден в том, что без знания прошлого не построить светлого знания настоящего, не передать доброго посыла в будущее. Да просто невозможно по-настоящему любить, а значит, беречь ту землю, которая взрастила тебя. С детства впитав неповторимый дух своей малой родины, Д. Е. Щербина подолгу разглядывал старинные дома живописно раскинувшегося по склонам гор поселка. Они притягивали его неким таинственным миром. Денису хотелось, во что бы то ни стало, узнать, кто в них жил и живет. Итогом многолетних поисков нужной информации в Государственном архиве г. Новоуральска , Верх-нейвинском краеведческом музее, в беседах с множеством людей и такого же многолетнего ожидания необходимых фотографий стала поистине бесценная книга «Домов верх-нейвинских старинные рассказы», вышедшая в 2013 году в Новоуральске. Счастлив тот, кто хоть раз подержал ее в руках! Взглянув на ее обложку, уже оказываешься в… доме, просторное окно которого открывает вид на Сухую гору с гнездящимися по ее склону постройками. Кажется, сама «тесовая» облицовка «книжного дома» источает дух старины. А за «окном» под легким ветерком шелестят осенние травы. Или это шелест страниц книги, с которых льется свет очей давних жителей милых верх-нейвинских улочек?.. Без малого полторы сотни старинных и современных фотографий дают читателю уникальную возможность почувствовать себя очевидцем вековых историй верх-нейвинских домов. Автор описывает не только архитектурные особенности того или иного строения, но и род занятий, уклад семейной жизни первых его обитателей: горного инженера и революционера Павла Егоровича Яргина, купца Потапа Протасьевича Аристова, владельца кирпичного производства Максима Ефремовича Скороходова, земско-заводского фельдшера Михаила Константиновича Машанова и других. Всеведущему перу краеведа подвластны и судьбы домов после их экспроприации хозяевами нового, советского общества. Чередой проходят перед мысленным взором читателя целые коллективы организаций, работавшие в особняках. Исследователь не обходит вниманием и тех, кто бывал в домах поселка в качестве гостей или каким-либо другим образом был с ними связан. Так, упоминаются управляющий Верх-Нейвинским заводом, горный инженер Гавриил Александрович Марков, писатель и геолог Федор Константинович Тарханеев, краевед и писатель-публицист Владимир Павлович Бирюков, писатель Иван Степанович Панов и другие. Каждый из восемнадцати очерков, составивших книгу, представляет собой увлекательнейшее путешествие не только в пространстве, но и во времени – из века в век… Однако не пытайтесь, уважаемый читатель, найти это великолепное издание ни на полках магазинов, ни на библиотечных стеллажах. Весь его мизерный тираж был заранее оплачен членами новоуральских обществ краеведов и родоведов. Видимо, подобающего внимания издание не нашло ни в самом Верх – Нейвинском, ни в Новоуральске. «Нет пророка в своем отечестве»?.. Странное равнодушие к качественному труду краеведа, сделавшему бы честь любому поселению. А может быть, позиция автора пришлась не ко двору? Денис Евгеньевич завершает свое повествование таким образом: «Пока готовилась к изданию эта книга, из облика поселка в 2013 году навсегда исчезли следующие дома: № 100 по улице Карла Маркса, ранее принадлежавший кузнецу Постылякову, снесенный в мае, и бывший особняк Чувановых по улице Ленина, 30, демонтированный в июле». Мощью, своеобразной старинной красой покоряли они, казалось, всех, кто останавливал на них взгляд. Выходит, не всем пока дано оценить, а значит, и сберечь исторический облик старинного поселка. Не заплакать бы потом горькими слезами, утратив его на веки вечные. Но так уж повелось меж людей: кто-то денно и нощно печется о личном благополучии, пополнении состояния, а кто-то неустанно стремится прошлое малой родины сделать достоянием не только своих земляков, но и всех, кому дорога наша великая Родина. Но даже упираясь в глухую стену непонимания, равнодушия, краеведы не опускают рук. Они надеются быть услышанными нами, а потому работают без передышек и отпусков. Кроме книги о старообрядчестве, в ближайшие месяцы Д. Е. Щербина ожидает выход из печати и своей книги, посвященной 110-летию больницы Верх-Нейвинска. Уму не постижимо, когда он успевает еще и готовить сообщения и доклады, с которыми систематически выступает на заседаниях новоуральского общества краеведов. По-видимому, краеведом надобно все-таки родиться… Татьяна Огибенина Опубликовано: Наша городская газета № 4 от 22.01.2014г., Новоуральск. | |
Просмотров: 2759 | Рейтинг: 1.9/14 |