Главная » Читальный зал » Литературоведение

Невьянская поэзия
А. В. Кириллов
«Я лиру посвятил народу своему...»
А. С. Пушкин


Важную роль в духовной жизни любого общества играет художественное творчество и особенно поэзия. Поэтические произведения формируют у человека вкус к мировой культуре, меткому слову, созвучию душ и сопереживанию с автором. Несомненно, приобщение к богатой палитре эпитетов, в которых воплощается наблюдательность автора, воспитывает у человека чувство прекрасного, изящества и красоты.
Большинство самодеятельных поэтов Невьянска соединяло литературное объединение «Нейва», созданное в 1965 году по инициативе работника газеты «Звезда» Александра Афанасьева, ставшего и его первым руководителем. Произведения А. Будниковой, И. Зверева, П. Григорьева, Ю. Уткова, Я. Степанова, Корзикова и др печатались в газетах «Звезда» и «Трудовая вахта», а Г. Кондрашин печатался в областной газете «На смену».
Первую песню о Невьянске на музыку Ю. Козлова в 1967 г. написал П. Григорьев, а в 1972 г. Ю. Утков пишет «Песню о Невьянске» для Невьянского народного хора «Уральские зори». В следующем году Г. Кондрашин и И. Зверев печатаются в сборнике «Родники народные» издательства «Советская Россия». Зверев пишет песни для Невьянского народного хора «Родимый Урал», «Грустная лирическая» и др., а также учавствует в IV Свердловском областном семинаре писателей.
С1974 г. объединение возглавил И. Зверев и через год вместе с П. Григорьевым участвует в областном совещании молодых поэтов. В1983 году в областном семинаре писателей принял участие О. Саньков, а в 1988 г. в г.Н. Тагил песня В. Строкина «Красные птицы» заняла II место, что позволило ему принять участие в конкурсе авторской песни в г.Оренбурге.
В 1992 году литобъединение снова возглавил И. Зверев с литконсультантом А. Игнатьевой и выпущен первый сборник произведений невьянских поэтов «Нейвы радужные переливы», переведенный через год на немецкий язык, а стихи И. Кравченко напечатаны в журнале «Милиция». Ю. Паромов в 1994 г. выпустил сборник «Глас души моей», в 1995 г. - «На бреющем полете» ч.1, а в 1997 г. «На бреющем полете» ч.2. В 1995 г. стихи И. Кравченко на Всероссийском фестивале «Салют Победа» оценены дипломом II степени и вошли в сборник «От чистого сердца» и его приняли в члены областного литобъединения «Честь» при УВД Свердловской области. В этом же году И. Зверев издал сборник «Струны тревожного сердца» и совместно с П. Григорьевым - «Нектар цветка и горечь перца».
В 1997 г. у А. Будниковой вышел сборник «В объятиях певучей Доброты», часть произведений которого вошла в репертуар Уральского и Омского русских народных хоров, а у А. Мельман вышел сборник «У костра моей памяти». Многократно невьянские поэты выступали в селах района, учреждениях образования и культуры города, оформляли экспозицию в музее, выступали по местному радио, участвовали в жюри детских литературных конкурсов.
В 2001 г. И. Кравченко и Г. Кондрашин стали участниками Дней славянской письменности и культуры «Родная речь», а в 2005 г. Кравченко и С. Казанцев выступили в поэтическом марафоне в Доме писателя в г.Екатеринбург, занесенного в книгу рекордов Гиннеса. Продолжался выход в свет поэтических сборников: в 2002 г. вышли сборники «Поэзия Невьянска» и «Невьянская частушка», в 2003 и 2005 гг. сборник А. Мельман «Мой жизненный поезд».
В целом, можно отметить даже на основании этого скромного перечня, что невьянские поэты активно участвовали в культурной жизни города, живо откликаясь на чувства и настроения своих сограждан.

Александра Будникова (г. р. 1937) отдала поэзии всю свою жизнь. Работая учительницей школы п.Цементного, она часто и близко общалась с земляками, жила их заботами и надеждами, болями и радостями. Вместе со всеми невьянцами она отмечала 300-летие города:

«Всей душой гостей встречаем,
Всем на сердце веселей.
Нынче город отмечает
Трехсотлетний юбилей.» (1)

Многие произведения А.Ф. Будниковой, положенные на музыку, вошли в репертуар Уральского и Омского русских народных хоров.
Обладая высокоразвитым чувством сопереживания горю людей Александра Федоровна поэтически откликалась на героические поступки своих земляков Вити Бурцева, летчика И. Маслакова, «афганца» Саши Белоусова и др.

«Слышен крик: «Спасите! Помогите!
Тонет, тонет девочка в воде!»
Прибежал на помощь Бурцев Витя
Выручать товарища в беде».

Сама будучи простым человеком, А.Ф. Будникова близко соприкасалась с проблемами рядовых людей. Так в стихотворении «С днем пожилых людей» у нее есть пронзительные по эмоциональному воздействию строки:

«И не деньги - почетные грамоты мы
Накопили, сложили их в пачки с годами.
И сегодня, в нерадостный пир седины,
Называют в России не нас господами».

Стихи Александры Федоровны Будниковой гражданственно-патриотического характера, посвященные нашим землякам-невьянцам, останутся востребованными навсегда.

Прозрачной чистотой и весенней свежестью веет от стихов Ивана Александровича Зверева (1936-1997 гг.). В сборнике «Поэзия Невьянска» он писал:

«Люблю веселость дней весенних
И в летних запахах поля,
И черноту полей осенних,
И в зимней спячке тополя».

Эти строки отразили всю глубину любви поэта к неяркой и тихой красоте родного уральского края. И, по-видимому, созвучны настроению души поэта слова из его стихотворения «Россия»:
«Хороводы ивушек босые.
Разноцветьем вышиты луга.
Не было такого, чтоб Россия
Русскому была не дорога».

В этих строках И. Зверева слились воедино и его любовь к русской природе, и четкая гражданственная поэзия русского человека Патриотическая тематика часто присутствует в произведениях Ивана Александровича на всем протяжении его творческого пути. Уже в своем стихотворении «После боя» (1969 г.) И. Зверев показал борьбу жизни и смерти в судьбе раненого в бою солдата. А в произведении «Память» (1973 г.) он коснулся того, какую обильную жатву пожала война. Но наиболее пронзительные по своему воздействию слова Иван Александрович использовал в стихотворении «У мемориала» (1994 г.):

«У старинных курантов торжественный звон
И башни Невьянской наклон как поклон
Героям, с войны не вернувшимся к нам.
Любви недодавшим своим сыновьям
Вступая в смертельный, решительный бой.
Они защитили Отчизну собой.
Из букв, отчеканенных, их имена
Останутся внукам на все времена.»

И не зря стихи И. А. Зверева, вместе со стихами В. Малетина, стали эпиграфом к книге «Память», посвященной невьянским ветеранам войны. А поэтическое творчество И. Зверева, заводского электрика и спортсмена - штангиста, многолетнего руководителя литературного объединения «Нейва», останется созвучным мыслям и делам настоящих сынов нашего Отечества.

В поэзии Ивана Ивановича Кравченко (г. р. 1956), руководителя литобъединения «Нейва» с 2000 года, лирические моменты переплетаются с прозой жизни. Так, в его стихотворении «Ночные стрельбы» воинская романтика переплелась с тяжелой мужской работой солдата, окропленной соленым потом. В этом стихе слышится рев танковых двигателей и грохот пушек, барабанная дробь пулеметных очередей и заслуженный отдых у костра, где «к костру по танковому следу ночь осторожно подойдет»:

«Над полигоном «трассера»
Промчались стаей метеоров.
Пластают ночь прожектора,
Рвет грохот танковых моторов.»

Тему любви к Родине И. Кравченко продолжил в своем произведении «Бессмертие», посвященном чеченской войне:

«Солдат встал ангелом в берете.
За Псков, за Тулу, за Подольск,
За то, чтоб небо было синим,
Стоял за честь десантных войск.
Шагнул в бессмертье за Россию».

Но Ивану Ивановичу не чужды и переживания мятущейся души, навеянные сменой времен года переливы настроений, он чувствует свою неотрывную связь с мировым космосом:

«Прислушайся, цветок
Позванивает сонно.
Звон льется на восток
В Галактике бездонной.
К созвездию Тельца,
Куда-то в бесконечность
От самого крыльца.
И длится, длится вечность».

Разносторонность интересов, разнообразная тематика, щемящая сердце грусть и яркие впечатления детства, сопричастность космической судьбе землян и чувства ответственности и долга отличают поэтические произведения И. И. Кравченко.

Для поэтического творчества Анны Александровны Мельман (г. р. 1929), работницы отдела главного технолога Невьянского механического завода, характерно преобладание раздумий о жизни родного города, утверждения гражданственной позиции автора и лирических произведений о красоте родного края. Гордостью за свой Невьянск проникнуто начало стихотворения «О башне» (1997 г.):

«Тут не Париж и не Мадрид...
Невьянск - любимый городочек.
Три века башня тут стоит.
Заложен тайны в ней кусочек».

Нелегкой судьбе детей репрессированных родителей, их вере в невиновность своих отцов и матерей Анна Мельман посвятила стихотворение «Детство без детства» (2000 г.):

«Ах! Если бы раньше узнала семья:
Невинен отец, дорогие друзья!
Тогда б не тревожил ужасный обман.
Да грела б надежда седеющих мам».

Отзывчивость души, тихая яркость многоцветья настроении, сочность эпитетов и необычность сравнений присутствуют в лирических стихах Анны Александровны. Характерным для ее лирики является произведение «Осенний этюд» (1988 г.):

«Осенний лес пленит своей красою:
Рубином лист осиновый горит.
Березка стала ярко-золотою,
На солнышке сверкает и шумит».

В целом для стихосложения Анны Мельман характерна легкость рифмы и ритмическая четкость, яркость эпитетов и необычность метафор - любовь к родному краю и неподдельный интерес к подрастающему поколению.

Юрий Павлович Паромов (1931-2001 гг.) всегда отличался парадоксальностью мышления, что получило отражение в его поэтическом творчестве. В стихотворении «Ивану Звереву, другу и гражданину» он как-бы с болью на сетования друга о том, что он не пишет для молодежи своих стихов, Ю. Паромов писал:

«Да, да. Я внукам не пишу.
О чем мне им писать?
Повесить на уши лапшу -
Лапшу за что мне взять?»

С высоты своих лет, умудренный опытом войны и послевоенного лихолетья, он разучился верить в цветистые посулы различных «слуг народа», считая, что трибунные вожаки переливают из пустого в порожнее; как в его произведении «Мне б цвести»:

«В жизни явно не клеится:
Там беда, тут беда
На людском горе греется.
А с трибун - все вода...»

Вероятно, если бы война и послевоенная трудная жизнь не опалили бы своим огненным крылом юные годы Ю. Паромова, то основная масса его стихов имела бы лирический тон, как стих «У весны на крыльце»:

«Наконец-то дождался!
Среди дня у окна
Первой каплей меж пальцев
Проскользнула весна».

Жаль, что лирическая сторона поэтического творчества Юрия Наловича Паромова осталась недораскрытой и он не успел излить до конца щемящую горечь своей ранимой души.

Автором первой «Песни о Невьянске» (1967 г.) на музыку Ю. Козлова стал Петр Иванович Григорьев (г. р. 1933). Он принадлежит поколению, детство которого пришлось на годы войны и которое сполна испило чашу полынной горечи военных невзгод. Пронзающим сердце горем буквально пронизано его стихотворение «Ломтик хлеба» (1967 г.):

«Эвакуация, заботы.
Война идет, так трудно жить.
Бывало маму ждем с работы,
А голод нечем утолить.
Но вот она проходит в сенцы
И говорит устало нам:
«Мои родные иждевенцы,
И вам дают по двести грамм».
Раздевшись, примется за дело,
Разрежет пайку пополам
И скажет «Я уже поела,
Вы ешьте, детки, Это вам».
Слезу проглотит, отвернется.
А мы торопимся, жуем.
Не знали мы, чем обернется
Любовь безмерная потом».

Прекрасный шахматист, посвятивший любимой игре стих-размышление «О шахматах» (2000 г.), великолепный лирик с тонко чувствующей малейшие нюансы отзывчивой душой (стих «Все от любви» 1998г.), он не остался в стороне от трагедии Отчизны, откликнувшись на нее стихотворением «И веру светлую в Россию» (1997 г.):

«И все ж с надеждой будем жить,
С добром, с любовью, с небом синим.
Нельзя нам души подменить
И веру светлую в Россию.»

Лучшие произведения П. Григорьева вошли в малахитовую шкатулку золотых произведений невьянских поэтов, а его поэма «Дочь Гордея» - одно из лучших произведений поэтов Урала.

Но не все поэты Невьянска входили в литобъединение «Нейва», часть из них творила самостоятельно и печаталась в местных газетах «Звезда» и «Трудовая вахта». Именно к их числу относится Галина Александровна Котова (г. р. 1952 г.), стихи которой отличаются нежным дуновением ждущей чистотой любви девичьей души. Уже в своем стихотворении «Двое» (1972 г.) она писала:

«Медленно - медленно солнце садится.
Тьма поглощает родные края.
Только двоим этой ночью не спится,
Только для них эти звезды горят.» (2)

Другой стороной Г. Котовой была любовь к родному краю, к своей уральской сторонушке с ее неброской, но милой сердцу каждого невьянца, красотой. Жизнерадостно и звонко звучат строки ее стихотворения «Мороз» (1971 г.):

«Эх! Силен мороз январский, да и вьюга хороша.
Только нам, уральцам, очень
Наша нравится зима».

Борющемуся за свою свободу народу Вьетнама Галина Котова посвятила свое произведение «Сонгми» (1972 г.), связанное с уничтожением американскими солдатами жителей маленькой деревушки Сонгми:

«Они сожгли ее, сожгли дотла.
От мала до велика всех убили!
И разошлись, закончивши дела
И полны ликованья лица были».

Для творчества Г. Котовой характерна легкость стиха и прозрачность поэтических сравнений, обращение к внутреннему миру читателя, к его жизненному опыту и чувствам, свежесть переживаний и жажда любви.

Весьма своеобычным поэтом проявил себя Вадим Борисович Малетин (г. р. 1964), отдавший дань памяти нашим святым предкам. Его стихотворение «О малехонском (сербишенском) старце», посвященное малоизвестной странице невьянской истории как бы навевает святой дух на читающего его строки:
«За невьянским городком
Красны дали, веси...
Малихонский Семеон
В памяти воскресе!»

Уважение к жизни отцов и дедов, живое стремление понять их мысли и поступки, желание осмыслить их обычаи и традиции с высоты опыта сегодняшнего дня, стремление постигнуть святоотеческий быт русского народа характерно для стихотворных произведений В. Малетина. Уже в стихотворении «Случай в дороге» он писал:

«Но есть в селах чудаки:
Дайте в руки вожжи -
Им и в трактор не с руки,
И пешком негоже».

А в стихе «Сон наяву» у Вадима Малетина проявилась любовь к родному уральскому краю. Читая эти строки, лучше понимаешь слова классика «...и дым отечества нам сладок и приятен...»:

«Я мимо пройду, всем кивну головою.
Не примут: не свой - городской.
Сгорю от стыда, ведь я родину кинул,
Укор принимая такой».

Можно отметить, что для стихотворных произведений Вадима Малетина характерно ненавязчивое стремление обнажить лучшие струны человеческой души с целью показать сопрягаемость помыслов простых людей и промысла Божия в историческом процессе человеческого существования.

 
 
Литература:
1.    Все тексты стихов в статье взяты из сборника «Поэзия Невьянска». / Под ред. Г. П. Моисеевой. - г. Кировград, 2001.
2.    Все стихи Г. Котовой взяты из архива автора.

Copyright © Кириллов А. В., 2011 Все права защищены

Опубликовано: Пятые Невьянские исторические чтения. Материалы научно-практической конференции, 2011

 
Категория: Литературоведение | Добавил: Admin (02.12.2012) | Автор: А. В. Кириллов
Просмотров: 8237 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 5.0/1