Главная » Читальный зал » Критика и литературоведение

За подвиг, свершённый заводом, прими от России поклон!
Проблема сохранения невьянского наследия в поэзии И. Сотниковой.
В книге Юрия Казарина «Поэты Урала» творчеству И.Сотниковой посвящен отдельный очерк-портрет, в котором говорится о ней как о «поэте редком, уникальном, бескорыстном».(3) Выпускница Литературного института, автор четырех поэтических книг, две из которых изданы в Москве, член Союза писателей России. В послесловии к книге стихов «На лоне чудного простора», выпущенной в 2012 году, поэт Майя Никулина отмечает в ее авторе «мучительную в иных стихах любовь к родине, которая животворит все  творчество. Будь то летний пейзаж - любование, в котором дремлет кроткая улыбка состраданья или строки о самом больном сегодня – нравственной разрухе общества, которая сказывается на всем укладе жизни. Это мысль ищущая, казнящая и возносящаяся ,которая напряжена до предела, до страсти, что всегда было свойственно русской поэзии». В ее стихах, по слову Никулиной, «все детали значительны, все события крупномасштабны, Невьянск, родной ее город, предстает в них дивным градом, она смотрит на его историю своими глазами, потому сердцу открыты «глубокие сны времён,» которые звучат «всё явственней, всё сильней,/ как звуки родных имён».(4)
Читая поэму Ии Алексеевны «Демидовская столица», я удивлялся тому, как колоритно схвачен в ней образ Никиты Демидова, как ярко и крупно прописана психология взаимоотношений его с его подданными- каторжниками и старообрядцами. Как и лирику, ее поэму отличает необыкновенная эмоциональность, широкий диапазон чувств, художественная убедительность изображаемых ею людей и эпох. В ключевой для себя теме истории и культуры города автор отчетливо обозначает те острые проблемы, которые  близки и знакомы каждому невьянцу.
Я попробую доказать это на примере анализа двух стихотворений, одно из которых посвящено заводу, а другое - городскому парку. Судьба обеих объектов во многом символична. Мертвым памятником былого величия стал славный на всю Россию механический, дважды орденоносный, завод: «Угас, исчах, остыл» («Деревне»). С него – первенца, « крестника Петра», началось не только зарождение уральской металлургии, но и небывалый ее рост, позволивший в короткие сроки вывести Россию на уровень европейских держав. И об этом вдохновенно пишет автор в своей поэме «Демидовская столица»: «В Европе эпоха промышленной эры/ размеренно длилась пять долгих веков./ Невьянский завод на правах пионера/ содеял всё это за двадцать годков». Заслуги нашего завода перед Отечеством – неисчислимы: «И не единожды спасал/ Невьянском нашим, дивным градом/ державу Русскую Урал/ его железом и снарядом./ Завод наш в Северной войне/ когда одолевали шведы,/ стал первенцем, он был в цене,/ являясь кузницей победы/ в Отечественную, когда/ подростков с голоду шатало,/ но плавились от их труда/ куски холодного металла».(«Музей»)
Невьянское железо с маркой «старого соболя» покупали десятки стран мира. Трудами его мастеров-умельцев богатела Россия. Так почему же в злополучные «перестроечные» завод оказался не нужен стране? И чем повинны люди, работавшие на нем? Эти вопросы ставит автор в стихотворении «Заводу!», которое с полным правом можно отнести к гражданской лирике. «Завод-сирота при живых сыновьях,/ Бессменный солдат оборонки!/ Ты списан страной и, ненужный, зачах,/ Кудесник с глазами ребенка!/ Три века ты родину вооружал,/ Но вышел твой порох и спички,/ И каждое утро толпа горожан/ Выходит на штурм электрички.».
Потомственные мастера своего дела - «трудармия универсал-токарей/ свободных от дел инженеров» - остались вне своего ремесла-профессии, а их души - обманутыми, обворованными. Жизнь завода замерла, и взору горожан, если б не отделял заводской забор, открылась бы зловещая картина «мертвых» цехов: «у застывшей водицы/ седые цеха на притихшем пруду/ стоят беззащитней вдовицы./ И ломится  наглый забвенья сквозняк/ В пустынные окон проемы/ И всепожирающий хаос и мрак/ в стенах учиняет проломы».
Недоумение «Знать, звездный твой пробил пленительный час,/ свершилась земная планида!», сменяется болью и сожалением о невозвратном: «Мы, дети своих немудрящих отцов,/ учась в городах и столицах,/ в свои ж палестины в конце-то концов/ спешили тогда возвратиться,/ когда пэтэушных девчат и парней/ родительским скромным примером/ навек примиряло с судьбой токарей,/ судьбой заводских инженеров.»
Это стихотворение, полное боли за людские судьбы и страну, автор завершает афористичной концовкой во славу завода, чьи заслуги навсегда учтены на весах истории: «Грядущее - смутно. Текущее –сон./ Но красен твой подвиг  вчерашний./ И вечный за это России поклон/ Прими от Демидовской башни!»
«За оградой невьянского парка». Это стихотворение лирического характера, значительное по своему объему, было недавно опубликовано в журнале «Урал».(5) Проблема, поставленная в нем - это небрежное, расточительно-варварское отношение человека к культурному объекту не только как части общегородской застройки, но как частичке человеческого бытия. Городской парк на сегодня - просто «уходящая натура» и жалостное зрелище, хотя еще вчера он для многих был радостью и местом проведения досуга: «Там вершилось счастливое действо,/ И восторженно воздух гремел/ шалым ливнем безвинного детства/ бурей пущенных юностью стрел…»
Некогда (почти 130 лет назад) созданный «для общественных польз и услад», отвечал своему назначению многие десятилетия. «Там журчали прозрачные воды/ тихой речки, и плыли по ней/ в ликованьи игривой природы/ стаи белых больших лебедей./ Изваянья, и даже фонтаны/ украшали обитель сию...»
Автор знакомит читателя с личностью создателя парка: «господин Богомолов, гораздый/ рассадитель деревьев и трав,/ в чувстве дивного благообразья/ создающий культурный ландшафт». Личность, чрезвычайно колоритная, если верить документальным источникам, Богомолов метался душой «от щедродательности к стяжательству». «И с тоской наш хозяин исправный/ уж глядел на забаву свою:/ дельный малый, а тем ли занялся?/ утомила земная краса./ Под ногой – золотые запасы…/ И на прииски взял подался.» - то есть занялся золотодобычей. Только вот обогащение сломало ему и душу, и судьбу: «Вслед удачам - кутёж, разоренье./ Так и встретил, вконец обнищав,/ несуразную старость, забвенье./ Но остался «культурный ландшафт». Яркий урок  для всех, кто жаждет богатства.
Именно «золото» еще раз сыграет роковую роль в судьбе городского парка. Грянувшая в 90-х «перестройка» прошла железной поступью «капитала» по аллеям прекрасного парка, земля которого оказалась золотоносной: «И конечному благу в угоду/ порешили здесь золото мыть./ Неспроста золотые богатства/ присмотрел расторопный делец:/ «Вырубать эти чащи - и баста!/ Корчевать - этот смешанный лес!» Промышленная добыча золота окончательно нарушила природную среду и привела к опустошению некогда красивейшего места.
Финал стихотворения печален: «И грустя, уцелевшие сосны,/ двух-трех лиственниц жалостный вздох/ под осенне-хладеющим солнцем/ нам вещают о судьбах эпох». Это стихотворение не просто воспроизводит историю парка, - оно и о чувствах: любви, радости, гармонии, утрата которых естественно будит ностальгические чувства.
Историко-культурное наследие Невьянска находится под защитой Международной организации охраны памятников «ЮНЕСКО». Но проблема нравственной ответственности за судьбу малой родины, идея сохранения ее красоты и духовного наследия должна касаться близко каждого из нас. Тогда город, в котором мы живем, восстанет из экономического и культурного упадка.
 
«Родному городу я посвящаю строки». Родина глазами юных поэтов

Четвертый год при библиотеке нашей школы проходят занятия поэтической студии с певческим названием «Зарянка», которой руководит библиотекарь И.А. Сотникова. Есть у начинающих поэтов и определенные успехи - публикации стихов в газетах «Звезда», «Наш взгляд», в детском приложении к «Областной газете» - «Новая эра». Ребята участвуют в различных поэтических конкурсах - от районных до Международных - и становятся победителями. Творческие работы оформляются в ежегодные альманахи. Стихи юных авторов отличает непосредственное видение мира, подкупающая свежесть впечатлений. В круг тем начинающих авторов входят история города, люди, создавшие его, и, конечно же, – природа родного края, в защиту которой слышен их взволнованный голос. Природа нашего края грустная и радостная, суровая и нежная, она завораживает своей почти неземной красотой, заставляет задуматься о чём-то очень важном, зовет ввысь. И это стремятся передать дети в своих стихах, как, к примеру, это сделал Дима Богданов: «Пойду я в ближний лес пешком,/ там  кружит лист и пахнет мхом,/ послушать леса тишину -/ он скоро отойдет ко сну./ Тишь вдохновенна и легка,/ и хочется взмыть в облака,/ парить, как птица над землей/ в бескрайней выси голубой!»
Юные авторы делают свои маленькие открытия: «Природы доверье не знает границ» (Д. Фаизова), «Все в мире как одна семья, в траве кузнечик и жучок в согласии живут» (Е. Рыжкова), «голубь - птица мира…с братьями своими не воюет из-за крошек, брошенных людьми» (К. Попова). Дети стремятся передать испытанное чувство восторга и радостного удивления при виде белки: «на ветке белка, щелкая, грызет лесной орех» (Н. Фокина), красивой и хрупкой бабочки, которой «страшна колючая осока, что торчит как боевой клинок», василька-солдатика, у которого - «фуражка с синим козырьком и синенькая форма» (К. Попова).
Ребята пытаются воспеть «древний милый городок», по-своему рассказать о диковинке - Невьянской  башне. Ученица Катя Мирсоянова увидела это так: «В городе нашем есть чудо одно -/ наклонною башней зовется оно./ На Нейве-реке, что течет возле скал,/ возвел ее тот, кто завод основал./ И множество страшных загадок храня,/ стоит его башня до этого дня./ Главою касаясь небесных высот,/ три века подряд удивляет народ.»
Чувство патриотизма естественно детям. В стихах Ксении Путиловой звучит взволнованная горячая благодарность ветеранам: «Не у всех уже ребят дедушки живые,/ но они благодарят тех, кто спас Россию./ И священным майским днем/ мы вам, наши деды, честь и славу воздаем/ за весну Победы!».
А Ксения Попова в стихотворении «Дети войны» вспомнила о тружениках тыла - детях, стоящих у станка в промороженных цехах механического завода: «Юных жизней отдано немало/ за тебя, мой друг, и за меня./ И горит огонь мемориала,/ Освящая павших имена». Другое ее стихотворение - «Летчики» -, посвященное аэроклубникам, короткое, но сильное и емкое по смыслу: «Не сдали неба самолеты -/ Воздушной крепости страны!/ Невьянских летчиков полеты/ Приблизили конец войны./ Всегда на волосок от смерти,/ Громили вражескую рать./ Но шли они легко, поверьте,/ За Землю – в Небе умирать!»
Во время войны в нашей школе располагался госпиталь для тяжелораненых. Этот факт не оставил равнодушной старшеклассницу Бачанову Людмилу. Она написала стихотворение «Тыловой госпиталь», в котором изобразила раненого бойца: «Видно нам, братцы, досталось с лихвой,/ коль привезли нас сюда - в тыловой.»
Замечательно, что современные дети и подростки так серьезно относятся к миру с его непростыми законами и умеют находить в повседневной жизни ее высокий поэтический смысл.


Литература:
1. Нейвы радужные переливы. Невьянск, 1991
2. Поэзия Невьянска. Невьянск, 2001
3. Казарин Юрий. Поэты Урала. Екатеринбург, 2011
4. Никулина Майя. От составителя. в книге: Сотникова И. На лоне чудного простора. Книга стихов. Екатеринбург, 2012
5. Сотникова Ия. Подснежник жизни нежной. Урал, 2012 N 1

Александр Бызов, учащийся школы № 3 г. Невьянска

Copyright © Бызов А., 2012. Все права защищены

Категория: Критика и литературоведение | Добавил: Admin (26.02.2013) | Автор: Александр Бызов
Просмотров: 739 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]