Главная » Читальный зал » Литературоведение

«Серая Шейка» в полёте
Валерий Капленко

«Серая Шейка» в полёте

Люди читающие знают, что «Серая Шейка» — название сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка о приключениях дикой уточки, которая не смогла улететь на юг и осталась зимовать.
А начиная с 2006 это ещё и название литературного конкурса, организуемого Центральной городской библиотекой Нижнего Тагила. Но только в прошедшем 2017 году к этому конкурсу подключилось Уральское провинциальное издательство. Потому что в номинации для взрослых участников "Художественные произведения о детях и для детей" с 2013 по 2016 год накопилось столько достойных произведений, что пора издавать книги. И они уже напечатаны. А книги по итогам 2017 года, подведённым 14 декабря, ещё в работе.
Не хотелось бы, чтобы эта заметка воспринималась как реклама. Скорее это «рекомендательный список литературы», хотя и звучит до противности официально. Для меня же около половины этих книжек — вроде цыплят, которым я прихожусь… кем-чем? Наверное, инкубатором. Потому что редактировал, вычитывал и надоедал авторам предложениями по улучшению текста. Но довольно хвастовства, к делу: что за книжки? В ходе конкурса отбирались произведения для детей и о детях. Издатели, однако, не ограничивались тематикой: почему бы, обнаружив достойного автора, не дать ход и другим его произведениям? Так что среди напечатанного есть и рассказы для детей, и о детях для взрослых, и чисто «взрослые» произведения, и такие, что могут быть интересны читателям любого возраста.
Книга Татьяны ПЕРМЯКОВОЙ «Всё будет синим вечером» начинается с рассказа «Диктант». Возмущённая учительница приходит домой к первокласснице, чтобы высказать её матери обеспокоенность тем, «что же будет на выходе?» А девочка всё время думает о лошадках. Так хочется завести лошадку, но не на балконе же её держать! А в школе писали диктант про лося. Вот она и написала: «По лесу идёт величавый Лошадь…» Родители умиляются, а учительница обижается на их непонимание. Читатель после этого рассказа может подумать, что и дальше будут такие же забавные истории, да не тут-то было! Рассказы разнообразны по тематике: и о школе, и о свидании с детством, и о летнем отдыхе, и о собаках… И во всех — плоды внимательных наблюдений над жизнью и детей, и взрослых, и школы, и страны. За сюжетами, словами, интонациями встаёт образ автора — доброй, мудрой женщины с ясной душой и острым умом, склонным и к самоиронии, и к едкой социальной критике, чуткой и любящей жены и матери, опытного учителя, без этой модной взбаламученности духа, ведущей во всевозможные тупики.
Но тогда откуда у книги такое лирическое название? Ведь это явно стихотворная строка! Да, книга заканчивается лирическими стихами, так же способными приводит в гармонию наши чувства-переживания, как добрая проза — наводить порядок в мыслях.
Людмила ЯКИМОВА — тоже школьная учительница, и её «Рассказы о природе» отчасти можно назвать педагогическими приключениями. Читаешь — и сопереживаешь детям, автору, природе; узнаёшь новое, которое иногда оказывается очень уж хорошо забытым старым: о грибах, о деревенском быте, о бабочках, стрекозах, жуках и даже змеях, так что опыт воспитателя и опыт натуралиста прекрасно взаимодействуют. Поведение городских ворон способно вызвать удивление и навести на размышления о человеческих поступках.
Совершенно отличается от других книга Валентины КОЛОМИЕЦ «Всё о Нюше». Нюша, или Анна Максимовна, — маленькая девочка, и все рассказы о ней — почти сплошь приключения родителей, со всевозможными успехами и провалами в воспитании чада, с ситуациями то смешными, то нелепыми и потому тоже смешными, а то и опасными. Однажды Нюша, не ведая, что творит, чуть не устроила пожар. Стандартная реакция взрослого — какая? Отругать. Довести до слёз. Но нет: мама сама плачет, обнимает дочку, и этот трогательный миг действует на девочку сильнее, чем последовавшее противопожарное просвещение. А уж визиты двоюродной сестрёнки порождают такой шквал озорства, что, казалось бы, любого вывел из себя. Но мама совершает великий подвиг терпения, отмывая девчонок сначала от акварельных красок, потом от детского крема, в промежутке ликвидируя потоп в ванной комнате, и хохочет вместе с ними, глядя на перемазанные рожицы.
Теперь о том, что в этой книге мне не нравится. Это попытки навязать дочке веру… точнее, суеверие. В рассказе «Барабашка» в результате случайной папиной оговорки рождается образ вроде домовёнка Кузи. И Нюшу приучают делиться конфетами с этим мифологическим существом. Куда ни шло верить в Деда Мороза, но дружба с нечистой силой — нежелательный компонент нашей духовной жизни.
Читая рассказы Анны ГОЛИКОВОЙ, я представлял себе даму солидного возраста: пишет она от имени мальчишек военного времени (рассказ «Чтобы жить», давший название книжке), послевоенного («Сенокос»), 1981 года («Плот»), а сюжет рассказа «Справедливый поступок» мог разворачиваться в любом году (мальчик остановил драчуна, заступился за одноклассника, а его мать вызвали к директору; но на то она и мама, чтобы понять всё правильно). Увидав же её в день подведения итогов конкурса в Нижнетагильском Дворце культуры, я удивился её молодости. Она тоже педагог, воспитатель детского сада. Видно, проходят, подумал я, времена дикой разрушительной свободы, возвращаемся мы к вечным ценностям, приходят в литературное творчество люди, прямо участвующие в созидании детских душ, и это при их-то занятости.
«Тайна» — так называется повесть Андрея ЧУДНОВА с подзаголовком «Литературная догадка». Повесть историческая, но история в ней не претендует на достоверность. XVIII век. Времена первых заводчиков Демидовых. По живописной уральской тайге идут двое: мужчина с охотничьим ружьём и девочка-подросток. Из их разговоров ясно, что это отец и дочь, что мама её — вогулка (манси) утонула несколько лет назад, бабушка умерла совсем недавно, а идут они в Невьянский завод, чтобы девочку пристроить в семью к родственникам: и по хозяйству поможет, и с младшими посидит, и сама под присмотром; отец-то охотник, всё время в лесу. Остановились у ручья. Много видала она ручейков, ещё больше речных камушков, но такого… Тут-то и произнесла она это слово, взяв в руки серебристый то ли камень, то ли самородок: «Тайна!»
Другой эпизод — в кабинете Акинфия Демидова. Он весьма учтив, к охотнику обращается не иначе как Сергей Тимофеевич, приструнивает непочтительного служащего, а с охотником ведёт бытовой да деловой разговор. Тут охотник передаёт ему таинственную находку. В общем, выясняется, что найден металл с неизвестными свойствами. Демидов едет в Европу и образец берёт с собой…
А последний эпизод — уже в наше время. Мальчик-школьник и юноша-студент. Мальчик слушает, студент рассказывает о диковинных вещах. Ниспровергает легенду о том, что у Демидовых будто бы тайно чеканились серебряные деньги — это в тех-то местах, где серебра не бывало. Зато первый образец платины именно Демидов в Европу завёз. Там ей и название дали: платинум, что значит «серебришко». Мальчик просит рассказать ещё что-нибудь интересное. А уши у него так же торчат в стороны, как у той девочки из позапозапрошлого века.
Вот так, погружаясь в подробности прежних времён, прослеживая степень достоверности исторических легенд и правильности предположений, автор наполняет изображаемый мир человеческим теплом, показывая вечную связь поколений, неизбывность родства и Родины.
Добавим, что книгу Чуднова проиллюстрировал член Союза художников России Пётр Болюх, создатель иллюстраций и художественного оформления 15 книг, хорошо известный в Нижнем Тагиле, где прожил 25 лет. А к рассказам «Всё про Нюшу» картинки в наивной детской манере автор, В. Коломиец, нарисовала сама.
«Крошка Пелли и её друзья» Марины ШАПОШНИКОВОЙ — книга сказок. Пелли — блоха, и дружит она с котёнком. В природе это была бы «дружба» между вампиром и донором, в сказке — совсем другое дело: путешествие, общение, взаимовыручка, чтение стихов (их автор — Пелли), полёт на вертолёте и другие приключения на военном аэродроме.
В той же книге — приключения помпона, оторвавшегося от шапочки и знакомящегося с природой заповедника, а в конце благополучно вернувшегося к хозяйке.
Неблагодарное дело книжки пересказывать, тем более что не со всеми из них знаком. Судило конкурс авторитетное жюри, так что художественное качество гарантировано. Вот список книг, упомянутых и не упомянутых здесь:

Галина БУРКОВА. Гномик Лёлик. Проша, Прошенька! (сказки)
Анна ГОЛИКОВА. Чтобы жить (рассказы)
Никита ГОРЕВ. Новогодние сказки для любимой внучки
Валентина КОЛОМИЕЦ. Всё о Нюше (рассказы)
Анатолий КОРПАЧЁВ. Первые уроки (рассказы и сказки)
Ольга МАЛЬЦЕВА. Селфи на качелях (рассказы)
Татьяна ПЕРМЯКОВА. Всё будет синим вечером (рассказы, стихи) Анна ПРИЛЕПИНА. Добрые стихи для детей и родителей
Надежда СЕРГЕЕВА. Зелёные огоньки (сказы)
Юрий СОГРИН. Две книжки под одной обложкой (стихи)
Андрей ЧУДНОВ. Тайна. Литературная догадка
Марина ШАПОШНИКОВА. Крошка Пелли и её друзья (сказки) Людмила ЯКИМОВА. Рассказы о природе

Список этот ещё не полный. Работа над книгами лауреатов продолжается. К печати готовится «Тимошина книга» екатеринбуржца Сергея Леонтьева, состоящая из забавных высказываний мальчика Тимоши, собранных его отцом. В работе рукопись Елены Ожич из Барнаула, предложившей для своей книжки детских стихов небывалое название: «Дождевяк червяной». И этот перечень можно ещё продолжать.
Книжки «Серой Шейки», уже поступившие в магазины и библиотеки, легко узнать по эмблеме: изображение утиной головки и надпись по краю круга: «Лауреаты конкурса “СЕРАЯ ШЕЙКА”».
Приятного чтения, дорогой читатель!

Валерий Капленко
Новоуральск
Категория: Литературоведение | Добавил: Uralizdat (21.02.2018) | Автор: Валерий Капленко
Просмотров: 196 | Теги: Лауреаты конкурса Серая Шейка, литература для детей, Валерий Капленко, литературоведение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]