Главная » Читальный зал » История и краеведение

Книжное и певческое наследие
Коллектив авторов

Книга - наиболее яркое проявление духовной культуры общества и важнейший фактор, влияющий на ее развитие.
В культуре христианского мира роль книги особенно велика. В русском же варианте православия эта ее значимость проявилась еще более четко. Русская книжно-рукописная традиция формировалась в течение многих веков на основе византийской книжности. В середине XVI в. на Русь пришло книгопечатание, но это событие не прервало рукописной традиции.
Старообрядческая рукописная книга стимулировала традицию книгописания в стране, не давая ей умирать: старообрядцы переписывали их вручную, приостановив тем самым процесс «отмирания рукописной книги на Руси».
В течение полувека старообрядцы обходились печатными книгами, изданными до реформы. Новые поколения старообрядцев требовали все большего количества книг. Старообрядцы искали пути организации производства книг печатным способом. Печатать книги стали с начала XVIII в., сначала на территории польско-литовского государства Речи Посполитной. В конце XVIII в. были созданы типографии в Киевской и Черниговской губерниях (существовали на нелегальном положении).
Старообрядцами впервые был опубликован целый ряд сочинений христианской традиции, прежде существовавших только в рукописном виде («Альфа и Омега», «Апостол толковый», «Житие Василия нового», «История об отцах и страдальцах соловецких», «Повесть о белом клобуке», «Страсти Христовы», «Сын церковный» и др.).
Во второй половине XIX в. старообрядческое книгопечатание переместилось в центр России, где в подпольных типографиях было продолжено издание литературы.
Но, несмотря на наличие печатных книг, рукописная книга продолжала доминировать.
Манифест 17 октября 1905 года провозгласил свободу вероисповедования, принес старообрядцам долгожданное равенство в правах с приверженцами официального православия. Целый ряд типографий, созданных в разных городах России, развернул активное книгоиздание.
Но, сколько бы не переписывались, как не перепечатывались старообрядцами старые книги, оригиналы всегда пользовались у них значительно большим авторитетом, чем новые издания.
В Невьянске не сложилось крупной рукописной школы, как это было в Поморье, на Иргизе. Здесь книги переписывались местными грамотеями для себя. Не было в Невьянске и старообрядческих типографий.
Но сохранившиеся в архивах материалы конфискаций старообрядческих библиотек XVIII-XIX вв. позволяют составить представление о читательских интересах жителей Невьянского завода.
В составе Невьянского собрания УрГУ творчество местных писателей нашло отражение в двух сочинениях. Это «Книга правы пути показующая истинного светоправославного христианства» и «Невьянский летописец» неизвестных авторов.
К заслугам старообрядцев следует отнести не только бурное развитие предприятий, но и художественных ремёсел, появление Невьянской иконописной школы, которая олицетворяет именно старообрядческих мастеров иконописи. Сохранены тысячи древних книг и рукописей. Старообрядчество не просто консервировало в себе достижения русской культуры, но и творчески развивало их, создавая новые оригинальные произведения и сохраняя культурно-бытовые традиции народа.
Наиболее распространённым для обучения старообрядцев являются книги: Псалтирь, Часослов, Часовник, а для обучения крюковому пению - Октай.
Особое место в истории культуры России занимает созданный Киршей Даниловым сборник «Древние российские стихотворения». В нем представлено свыше 150 эпических героев, библейских и демонических персонажей, исторических деятелей, чьи образы хранил русский фольклор. Этот сборник был первым опытом записи былин и исторических песен в России и до сих пор является научно значимым источником по истории культуры русского народа.
Невьянск является уральским центром старообрядческой музыкальной культуры, уходящей корнями в древнерусское певческое искусство, сохранившей немало крюковых рукописей. Сегодня это искусство имеет две практики: книжную традицию знаменного пения (так называется вид древнерусского пения, при котором напевы записывались особыми знаками - «знаменами») и устную традицию богослужебного пения. В Невьянске певческая традиция знаменного пения прослеживается с XVIII века, хотя устные напевы существовали и раньше.
Среди писцов выделены несколько лиц, создававших певчие книги для невьянских единоверческих церквей в XX в. Крестьянин Екатеринбургского уезда Сарапульской волости Федор Михайлович Луговой, исполнявший обязанности псаломщика при невьянской Свято-Троицкой единоверческой церкви, написал в 1905 году «Ирмологий крюковой», а в 1909 г. - «Обедницу». Рукою псаломщика Исидора Исаакиевича Орлова в 1906 году «писаны ирмосы в Невьянский завод Рождество-Богородицкую единоверческую церковь».
На редкость просто и безыскусно пел «на глас» Николай Гордеевич Никифоров. Его исполнение было скорее чтением, чем пением, и при этом отличалось неповторимой точностью текстовой акцентники.
Иначе - мелодически разнообразно и изобретательно пел «на глас» Исаак Мамонтович Баранов, профессиональный певец Невьянской общины, обучавшийся в своё время у известного певчего Памфилы Варфоломеевича Овчинникова. Гласовое пение Невьянской часовни всегда отмечалось особой ансамблевой согласованностью и редким по красоте звучания, выверенным сочетанием вариантов.
К середине XIX в. происходит обобщение певческих знаний о знаменном пении. На примере азбук виден постепенный путь преобразований в музыкальном мышлении, ведущих к сближению с теоретическими установками европейской музыкальной культуры.
Во второй половине XIX в. невьянская школа переживает подъём. На протяжении всего XX в. Невьянская часовня сохраняла славу выдающегося певческого центра. На рубеже XX-XXI в. последними знатоками и хранителями Невьянского «мастеропения» оставались Василий Зотеевич Назаров и Леонтий Александрович Колмогоров.
Старообрядческая культура Урала на протяжении двух веков своего существования сложилась в оригинальное и разнообразное историческое и художественное явление. Невьянская икона - далеко не единственная характерная особенность этой культуры. Рукописная и печатная продукция, публицистика и литература, распространение грамотности, общественная деятельность и промышленность Урала в немалой мере отмечены печатью старообрядческой среды, обладавшей крепкими устоями, деловой активностью, моральным авторитетом.


Copyright © Коротков Н. Г., Медовщикова Н. И., Мешкова В. М., Плишкина Р. И., 2011. Все права защищены

Опубликовано: Из истории невьянского старообрядчества, 2011


Категория: История и краеведение | Добавил: Admin (01.03.2013) | Автор: Коллектив авторов
Просмотров: 1930 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0