Главная » Читальный зал » История и краеведение

Настоятели и священники Быньговского Николаевского храма

Денис Щербина

НАСТОЯТЕЛИ И СВЯЩЕННИКИ БЫНЬГОВСКОГО НИКОЛАЕВСКОГО ХРАМА


Неподалеку от Невьянска, в тишине от городской суеты расположено старинное село под названием Быньги. Ранее на его территории существовал железоделательный Быньговский завод, основанный Никитой Демидовым в 1718 году. Главным украшением местного ландшафта служит великолепный трёхпрестольный каменный храм, освященный в честь великого угодника Божия святителя Николая Чудотворца.

Благодаря сохранившемуся внутреннему убранству Николаевского храма и всей его богатой истории, написано о нем было много различных статей, заметок, как в местной периодической печати, так и в различных научных сборниках, снято несколько телевизионных репортажей. Но всегда, когда шла речь об этом уникальном храме, в тени оставались его служители, которые, в свою очередь, немало привносили трудов для сохранения уникального внутреннего ансамбля, находящегося внутри храма. Думаю, что не стоит умалчивать и о тех священнослужителях, кому волей Всевышнего было назначено служить в Николаевском храме в годы советской власти, в годы преследований и гонений на верующих и всю Церковь в целом.
Судьбы их неразрывно связаны с многовековой историей данного прихода. Все они внесли свою лепту в дело сохранения храма. Сменяя друг друга, они продолжали совершать богослужения; приходило время - и они ремонтировали храм, содержали его в благолепии и опрятности, чинили, красили и реконструировали, а главное - сберегли для потомков эту чудную уральскую жемчужину по имени Быньговский Николаевский храм.

Убранство Николаевского храма в Страстную пятницу


 Первый, кто приступил к службе в Быньговском храме, был священник Василий Чернавин. Сведения о нем сохранились скудные. Известно лишь о том, что ранее он служил в церкви Невьянского завода, а в 1796 году был переведен в Быньговский завод. Служил отец Василий до 1804 года.
На протяжении многих лет служили в Быньгах представители одной семьи Пономаревых. Так, поколение за поколением, каждый из них возносил свои молитвы к престолу Божию.
 В 1804-1829 годы в храме служил священник Тимофей Георгиевич Пономарев. При нем был освящен 7 октября 1819 года левый придел в честь Успения Божией Матери. Скончался отец Тимофей в Быньгах и был погребен за алтарем Николаевского храма. Место его погребения украсила литая чугунная плита с эпитафией следующего содержания: «Здесь погребено тело блаженной памяти пресвитера Тимофея Георгиевича Пономарева который в пономаря произведен был в 1791-м сентября 27, в Алапаевский завод во диакона к сей церкви в 1797-м генваря 7-го во пресвитера в 1807-м июня 20. В 1820-м годах марта 24 числе награжден был напертным [наперсным] крестом за 1812 г. Преставился в вечныя обители 1829 г. июня 22 дня от рождения своего на 62-м году. Память его маия Z [7] числа».
 В 1829 году его сменил сын священник Иоанн Тимофеевич Пономарев. Он прослужил в храме до 1852 года.
 С 1852 г. по 1854 год служил священник Григорий Иванович Пономарев, который также сменил своего отца.
 С 1854 по июль 1855 года в Николаевской церкви служил временный священник из Невьянского завода Александр Удинцев.
 1855-1871 годы - священник Николай Максимович Варушкин. Он родился в семье дьячка в Александровском заводе Соликамского уезда. Образование получил в Пермской духовной семинарии, которую окончил в 1853 году. В тот же год архиепископом Пермским и Верхотурским Неофитом был рукоположен в сан священника. До назначения на быньговский приход отец Николай служил в Николаевском храме села Ницинское Ирбитского уезда. При отце Николае Варушкине 30 января 1863 года в Быньговском храме произошло освящение правого придела в честь Сретения Господня, сооруженного в память освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Во время службы в Быньгах выпало на его долю и личное испытание. 23 марта 1857 года в возрасте 24 лет скончалась его супруга Евдокия Петровна. Свое вечное пристанище она обрела рядом с Николаевским храмом с южной стороны. Над местом ее погребения до сей поры сохраняется мраморное надгробие.

 


В 1871 году с разрешения Пермской Духовной Консистории отец Николай переехал на жительство в Казань, где продолжил священническое служение в третьем храме, освященном также в честь святителя Николая.
 1871-1880 годы - священник Иоанн Александрович Луканин. Он родился в Кунгурском уезде в семье дьячка. До рукоположения в сан служил псаломщиком в Богородицкой церкви Бикбардинского завода, что располагался тогда на территории Осиновского уезда Пермской губернии. Одновременно Иван Луканин преподавал в местной школе. С сентября 1871 года - в духовном сане. По сохранившимся документам видно, что этот священник был деятельным пастырем. В 1877 году он был депутатом по гражданским делам от Духовной Консистории. В 1880 году его перевели в село Коневское, где ему было суждено стать строителем нового сельского храма в честь великомученика Георгия Победоносца. Совсем немного не дожил отец Иоанн до освящения своего «детища», скончавшись 7 февраля 1899 года. Новый же храм в селе Коневском освятили в тот же год 18 августа.
 1880-1882 годы - священник Мартирий Андреевич Филиновский. Он родился в семье дьячка в Верхотурском уезде. В 1864 году окончил со вторым разрядом Пермскую духовную семинарию. Официально свое служение в Быньгах он начал с 11 сентября 1881 года. Ранее он служил на многих приходах Екатеринбургского и Верхотурского уездах. В 1871 году получил назначение в Богоявленскую церковь села Черемисское на вторую вакансию. После Быньговского прихода был переведен, также как и его предшественник, в село Коневское. Но в тот же год его перевели в Николаевский храм села Полдневого. Это был уже шестой приход в его жизни. Причиной тому были жалобы прихожан в Духовную Консисторию за невнятное и спешное чтение отца Мартирия при богослужении. А виной тому был его дефект речи.
 1882-1884 годы - священник Василий Дмитриевич Золотавин. Он родился 1 января 1820 года в Шадринском уезде в семье единоверческого священника. Духовное образование получил, окончив в 1838 году Далматовское училище. В 1870 году был рукоположен в сад диакона, а спустя семь лет – в сан священника. Исполняя служение диакона в Преображенском соборе города Шадринска, отец Василий 14 октября 1882 года был назначен священником в Быньговский храм. После был переведен в приход села Краснослободское Ирбитского уезда. В последние годы своей жизни служил в Покровской церкви города Шадринск. Скончался пастырь 16 июня 1912 года.
 1884-1893 годы - священник Владимир Александрович Попов. Родился в Алапаевском заводе в семье священника. Обучался в Пермской духовной семинарии, окончив четыре класса. В сане диакона с 1868 года, священника – 1871 года. Ранее местом его служения был Верхнейвинский завод, где начинал он служить в небольшом кладбищенском храме, стоящем на единоверческом кладбище. При отце Владимире в Верх-Нейвинске был открыт новый большой и просторный храм в честь святителя Николая, освящение которого состоялось 10 января 1882 года. В новом храме он прослужил еще два года. Жил он напротив церкви, дом этот сохранился, а вот церковь в безбожное лихолетье снесли. Из Быньговского прихода его 22 декабря 1893 года перевели в Зосимо-Савватиевскую церковь села Фоминского Верхотурского уезда. За понесенные труды в 1906 году он был награжден цветною скуфьею.
 После перевода отца Владимира Попова в Верхотурский уезд в Николаевском храме почти год служили невьянские священники.
 С 23 мая 1894 года стал служить священник Михаил Иванович Христолюбов. Он родился в 1860 году в Санкт-Петербурге в семье рабочего по фамилии Пузиков. Вскоре после его рождения умирают оба родителя и его, трехгодовалого, определяют на воспитание в приют. Многие дети, воспитавшиеся в том приюте, получали новую фамилию «Христолюбов», в честь господина попечителя князя Курляндского-Христолюбова. Новой фамилией одарили и Михаила. После выхода из приюта он поступил в учительскую семинарию имени принца Петра Георгиевича Ольденбургского, которую он успешно окончил в 1879 году. В начале 1880-х годов он в качестве миссионера приезжает на Урал и ведет работу, направленную на искоренение раскола. В дополнение к миссионерскому служению он начинает преподавать в сельских школах. В 1887 году принимает сан диакона и служит в Богоявленской церкви в Невьянском-Экономическом селе Верхотурского уезда (сейчас деревня Алапаиха). В 1891 году его рукоположили в сан священника с назначением в Троицкий храм села Мехонское Шадринского уезда. Уже оттуда его в 1894 году перевели в Николаевский храм Быньговского завода.
Благодаря личному интересу отца Михаила, у Быньговского прихода имеется историческая летопись, материалы и документы которой он собрал и подготовил к печати. Написанная им монография под названием «Краткий исторический очерк Быньговского храма и прихода» была приурочена к 100-летнему юбилею Николаевской церкви. С публикацией мог ознакомиться любой желающий с первых же номеров «Екатеринбургских Епархиальных Ведомостей», вышедших в 1897 году. В своей исследовательской работе отец Михаил описывает период с начала возведения Николаевского храма, почитаемые святыни, приводит перечень всех священно и церковнослужителей, трудившихся в храме до него. Также он не забывает и о благодетелях, внесших свою лепту на благоукрашение Быньговского храма. Свой очерк он заканчивает следующими словами: «…Остается пожелать прихожанам Быньговской Николаевской церкви, дабы они, озабочиваясь о благолепии храма Божия, в тоже время усердствовали об украшении душ своих…».
11 июня 1899 года отец Михаил по собственному прошению был переведен в Тихвинскую церковь села Губернского Екатеринбургского уезда (ныне Челябинская область). По инициативе отца Михаила в селе было открыто несколько школ, создано общество трезвости. В Губернском его любили и уважали, с его мнением считались даже светские чиновники. За усердные труды по службе он был удостоен церковных наград: в 1902 году – цветною скуфьею, в 1910 году – золотого наперсного креста, а позднее и саном протоиерея. После переворота 1917 года он продолжал служить вплоть до самой кончины. Скончался отец Михаил в 1936 году в селе Губернском. Место его погребения и по сей день бережно сохраняют местные жители.
 С 21 июля 1899 года богослужения стал совершать священник Александр Ипполитович Пономарев. Он родился 22 июня 1877 года в Верхотурском уезде в семье священника. С юности его готовили к священству, отдав на обучение в Пермскую духовную семинарию. 30 августа 1899 года он обвенчался с Надеждой Леонидовной Юшковой, дочерью священника, служившего в Сретенском храме Пышминского завода. В сентябре же его ждали перемены, приходская жизнь.
Его рукоположения состоялись в особые праздничные дни для всех уральских христиан. В день памяти праведного Симеона Верхотурского 12 сентября 1899 года в торжественной обстановке за воскресным богослужением в Николаевском монастыре Преосвященный Христофор (Смирнов), епископ Екатеринбургский рукоположил Александра Пономарева в сан диакона. А 14 сентября того же года в день Воздвижения Креста Господня за богослужением в Николаевском монастыре он принял рукоположение в сан священника.
В Быньгах он прослужил чуть больше года. Помимо служебных обязанностей, отец Александр преподавал ученикам местного земского Начального училища основы Закона Божия. 16 сентября 1900 года его перевели в Сретенский храм Пышминского завода, на место, где ранее служил его тесть священник Леонид Юшков. После 1910 года отец Александр служил в Шадринске. После революции – в Михаило-Архангельском храме Ревдинского завода. В 1923 году его удостоили сана протоиерея. В 1930-х годах служил в Успенской церкви ВИЗа.
 1900-1903 годы - священник Всеволод Вячеславович Вишневский.

 


Родился он 10 октября 1859 года в Перми в семье чиновника польского происхождения. До принятия духовного сана он с 1880 года состоял в должности учителя географии, картографии и топографии. 6 июня 1894 года Преосвященным Афанасием (Пархомовичем), епископом Екатеринбургским Всеволод Вишневский был рукоположен в сан диакона с назначением в Михаило-Архангельскую церковь села Меркушино. Свое служение он совмещает с преподавательской деятельностью. Через год в октябре он уже служит в Спасской церкви села Красногорское Верхотурского уезда. 23 апреля 1897 года Преосвященным Владимиром (Шимковичем), епископом Екатеринбургским был рукоположен в сан священника и оставлен в Красногорском приходе. Затем по собственному прошению в декабре 1900 года его перевели на Быньговский приход, где он продолжал свою педагогическую работу в качестве Законоучителя. В августе 1903 года отца Всеволода переводят в Знаменский храм Верхнего Тагила, потом Верхнейвинский завод, где обосновались тогда все его дети: дочери-учительницы и сын псаломщик Иоанн (позднее возведенный в сан священника, он был расстрелян большевиками в 1920 году, а в 2002 году Церковь прославила его в лике святых).
В 1908 году в связи с болезнью отец Всеволод отчислен за штат, но летом того же года он был принят псаломщиком в Иоанно-Предтеченскую церковь села Барабановского Камышловского уезда. Скончался отец Всеволод в этом же селе 15 мая 1910 года.
 1903-1905 годы - священник Стефан Кельсиевич Старцев. Он родился в семье псаломщика в селе Мурзинском Верхотурского уезда. В сане священника с 1889 года. В Быньги он был переведен 24 марта 1903 года из Сретенской церкви села Мурзинское Верхотурского уезда. Ранее в Николаевском храме в 1890-х годах служил диаконом его брат Адриан Старцев, ставший впоследствии священником и настоятелем в единоверческом приходе Режевского завода. В 1905 году отца Стефана перевели в Верхотурский уезд на должность настоятеля Михаило-Архангельской церкви села Меркушино.
 В конце 1905 года новым священником Николаевского храма стал Николай Владимирович Дягилев. Духовное образование он получил в Камышловском духовном училище, окончив его в 1894 году. В 1903 году он был рукоположен в сан диакона и направлен в единоверческую церковь Режевского завода. В конце ноября 1905 года по распоряжению Екатеринбургской Духовной Консистории он был определен священником на Быньговский приход. 6 декабря того же года за богослужением в кафедральном Богоявленском соборе города Екатеринбурга Преосвященным Владимиром (Соколовским), диакон Николай был рукоположен в сан священника. В 1911 году отец Николай был удостоен первой церковной награды - права ношения набедренника. Вероятнее всего, отец Николай служил в Николаевском храме вплоть до самой революции, а может быть и после 1917 года.
 В те неспокойные и тревожные годы постоянного священника в Николаевском приходе не было. Священники, естественно, старались всеми силами посещать Быньговский храм, вот только сами они в те годы разделились во взглядах. Появились обновленцы, тихоновцы и григорианцы. Но местным обывателям было невдомёк, что батюшки делают что-то не так, да и далеки они были от всей церковной политики. Крестьянам от священника тогда лишь одно надо было - чтобы приезжий батюшка младенца окрестил, покойника с молитвами в мир иной проводил, да и молодых обвенчал, что тогда уже было редкостью, так как не признавала молодежь церковных таинств и обрядов.
 В течение 1932 года в храме служил иеромонах Венедикт (Змановский). Скорее всего, ранее он был насельником закрытого и разоренного в 1925 году Николаевского монастыря в городе Верхотурье.
 Начиная с 1933 года, в Быньги из Свердловска стал приезжать священник григорианского направления Максим Трофимомич Ипатов. Ранее он служил в Знаменском храме Верхнетагильского завода. После сменил не один приход и примкнул к григорианскому архиепископу Петру (Холмогорцеву). По его указу отец Максим и посещал Быньги, совершая различные требы по домам местных жителей. В 1937 году он был арестован и в сентябре того же года расстрелян.
 1934-1939 годы - священник Михаил Иванович Кукарин.

 


Он родился 27 октября 1899 года в Арамильском районе. Священный сан принял он уже в годы советской власти в 1921 году. Первым его приходом был храм в селе Курганово Полевского района. С конца 1924 года он служил в Ильинской церкви Березовского завода. Там его 7 декабря 1929 года за «религиозную пропаганду» арестовали и в феврале 1930 года осудили, приговорив к пяти годам лагерей. Освободившись из заключения в феврале 1934 года, он был направлен в Быньговский приход, где служил до ноября 1939 года. С началом Великой Отечественной войны ушел на фронт. Принимал участие в боевых действиях, имел боевые ранения и впоследствии был награжден медалями. После окончания войны служил на различных приходах. Начиная с 1950 года и на протяжении многих лет, служил в кафедральном Иоанно-Предтеченском соборе Свердловска. За многолетние служение был удостоен многих церковных наград: сана протоиерея, наперсного креста с украшениями, правом ношения митры и Благословенными Патриаршими грамотами. Скончался отец Михаил в 1978 году.
 Также в течение 1930-х годов в приходе служил священник Василий Васильевич Корольков. Он родился 1872 году. Образование получил в Орском городском училище. В 1895 году был рукоположен в сан диакона, в 1906 году в сан священника. Перед революцией служил в Богородице-Рождественской церкви села Ключевское Ирбитского уезда. Сколько времени прослужил отец Василий в Быньгах, доподлинно так и не известно. Позднее он служил в Вознесенской церкви города Невьянска. Далее следы его теряются. Его дети, со слов своей матери Натальи, утверждали, что «…его арестовали прямо во время службы, посадив в «воронок», увезли неизвестно куда, и больше его никто не видел, что с ним в дальнейшем произошло, в семье так и не узнали».
 Начиная с ноября 1939 года по октябрь 1944 года, в связи с отсутствием священника, службы в Николаевском храме не проводились.
 Церковная жизнь возобновилась 20 октября 1944 года с приездом в Быньги протоиерея Андрея Алексеевича Чечулина.

 


Он родился 30 сентября 1885 года в городе Чердынь в семье священника. В 1908 году окончил Пермскую духовную семинарию и через два года был рукоположен в сан священника. На протяжении многих лет служил в Пермской епархии. В 1927 году примкнул к обновленцам. С 1940 года стал служить в приделах Свердловской обновленческой епархии. В сентябре 1944 года после принесенного покаяния был принят в штат духовенства тихоновского направления. В октябре того же года был назначен настоятелем Быньговского прихода. Начиная с сентября 1945 года стал служить в Казанском храме города Нижний Тагил. За многолетнее служение был отмечен следующими церковными наградами: саном протоиерея, наперсного креста с украшениями, и в 1955 году награжден митрой. Скончался отец Андрей 29 декабря 1964 года в городе Нижний Тагил.
 1945-1947 годы в Николаевском храме служил протоиерей Иоанн Михайлович Попов. К большому сожалению, о нем никаких данных не выявлено.
 1947-1955 годы - протоиерей Яков Андреевич Кашин.

 


Он родился в 1877 году в селе Кашино Курьинского района Свердловской области. В период совершения священнического служения в церкви села Куликовское Богдановичского района в 1927 году он был арестован, а 16 марта 1928 года осужден и приговорён к трём годам лагерей. После освобождения служил на различных приходах епархии. Проживая в Быньгах, пользовался большим уважением у местных жителей, а особенно у живущих тогда в селе монахинь из закрытого монастыря в Сирбишино.
 


Скончался отец Яков в 1955 году. Погребён на сельском кладбище в Быньгах.
 


 Совсем немного с отцом Яковом служил в те годы протоиерей Симеон Николаевич Хлынов.
 


Он родился в 1872 году в селе Пинское Верхотурского уезда. Духовное образование получил, окончив Пермскую духовную семинарию и два курса духовной академии в Казани. В сане священника с 1893 года. Вплоть до 1919 года служил во Входо-Иерусалимском храме Нижнего Тагила. В годы Гражданской войны пытался эмигрировать за рубеж, но остался в Алтайском крае. В 1922 году, вернувшись на Урал, вновь стал служить в Нижнем Тагиле. Через год примкнул к обновленцам, и в 1927 году был назначен настоятелем Всехсвятской церкви города Свердловска. 16 августа 1930 года был арестован и в сентябре того же года приговорен к трем годам ссылки. Вернувшись из заключения, и после принесенного покаяния за службу у обновленцев, в 1947 году был принят в штат Свердловской епархии. Скончался отец Симеон в Свердловске 2 сентября 1949 года.
 1956-1958 годы - протоиерей Гавриил Михайлович Панов.

 


Он родился 26 июля 1892 года в семье потомственного священнослужителя. Еще в молодости принял духовный сан и служил на различных приходах епархии. С сентября 1935 года по январь 1939 года служил в приходе Сергия Радонежского поселка Большой Исток. Среди верующих пользовался огромным уважением и авторитетом. Многие знавшие отца Гавриила вспоминали: «Батюшка не раз рассказывал о том, что Господь призовет его на Святой земле. Мы думали, неужели и впрямь батюшка в Иерусалим собрался, да как же это, и быть не может».
 

Протоиерей Гавриил Панов в Верхнем Тагиле


В результате так все и произошло. В конце жизни отца Гавриила перевели служить в Успенский храм города Верхотурья, там он 3 февраля 1978 года и скончался. Погребли его рядом с храмом с северной стороны, рядом с монашествующими. Поистине на святой земле. Ведь для каждого верующего уральца город Верхотурье - это место, связанное с праведным Симеоном, а значит, и земля эта - святая, пронизанная многими молитвами и чаяниями двух Верхотурских монастырей и воздыханиями многочисленных паломников.
 


 В 1958-1959 годы служил протоирей Николай Сковородко. До Николаевского храма он служил в Знаменской церкви Верхнего Тагила.
 1959-1963 годы - протоиерей Василий Козлов.

 

Протоиерей Василий Козлов в алтаре Никольского храма


Любил он торжественные службы, обладал крепким певучим голосом. Как тогда говорили: «служил по старинке». При нем к празднику Пасхи весь храм украшался искусно изготовленными из ткани и бумаги цветами. На его службы стали приходить даже неверующие. Многим нравилась та торжественность, а, вернее, даже используемая им театральность.
 


Через много лет, вспоминая о нем, говорили: «В советское время батюшки служили не так, как сейчас. Современным священникам не хватает той истовой молитвы, горения и открытости при богослужении». Отец Василий Козлов был одним из таких пастырей, любящих и хранящих огромное богатство русской дореволюционной церковной традиции. Многие прихожане думали, что отец Василий прозорливый, так как примечали за ним мудрость слова и рассудительность. К концу жизни он серьезно заболел (перенес инфаркт и инсульт). Скончался в старческом доме.
 1963-1978 годы - протоиерей Артемий Абрамович Васев.

 


Он родился 5 ноября 1898 года в селе Киргишаны Нижнесергинского района. Приняв рукоположение в начале 1930-х годов, он стал служить у себя на малой родине в Богородице-Казанском храме. В ноябре 1937 года его арестовали, и в тот же год приговорили к 10 годам лагерей. Что было с ним после отсидки такого большого срока, выяснить не удалось. Известно, что у него появились проблемы со слухом от травмы, полученной во время заключения. По воспоминаниям очевидцев, во время его службы в Быньгах случалось, что отец Артемий не слышал пение хора, от этого он путался в ектениях, при этом службы затягивались, и, естественно, многим такое положение дел не нравилось. Некоторые, приезжающие в Быньги на службы, пытались его с прихода сместить, посылая Свердловскому архиерею жалобные письма. Но отец Артемий продолжал все равно служить.
 


Людям он нравился. Был он простой доступный сельский батюшка. Именно он ввел обычай после вечерних служб читать акафист святителю Николе. Сам же он его так почитал, что постоянно служил ему молебны. На проповедях он постоянно говорил о том, что «Быньговский храм будет стоять вечно до второго пришествия Христова. И кого Господь застанет на молитве в этом храме, то сам святитель Николай будет ходатайствовать пред Господом за собравшихся в храме».
 


В конце 1970-х годов отец Артемий вышел за штат. Из Бынёг он уезжать не стал, сердцем привязался к старинному храму, и по-прежнему, если здоровье ему позволяло, он совершал богослужения. Скончался он 27 февраля 1984 года. Погребён на Быньговском сельском кладбище.
 После того, как в 1978 году отец Артемий вышел за штат, в течение нескольких месяцев того года богослужения совершал протоиерей Николай Зеленин.
 В 1979-1980 годы служил в Быньговском приходе протоиерей Григорий Денисов.
 1980-1987 годы - протоиерей Григорий Татауров. Он родился 12 января 1932 года. Еще в молодости он принял священный сан и служил диаконом в Вознесенской церкви города Невьянска. До Быньговского прихода был в жизни отца Григория тоже храм в честь святителя Николая. Начиная с 1967 года по 1971 год отец Григорий служил в Николаевском приходе села Николо-Павловское Пригородного района. В Быньги же он приехал уже маститым священником, правда за богослужением речь его была непонятна ввиду особенностей его речевого аппарата. Народ его все равно любил и уважал. Когда 22 января 1987 года отец Григорий скончался, все приходящие в храм с ним простится просто рыдали от горя. Погребен он в Невьянске, близ алтаря Вознесенского храма с северной стороны.

 


На мраморном надгробии высечена поэтическая эпитафия с глубоким духовным содержанием. «О, Божий меч. О смерть – Господня буди воля. О наш Спаситель припадаем к Пресвятым Твоим стопам. Прости нам, мы прощаем. Все и всем и здесь и там».
 Неизменным настоятелем Николаевского храма с 1987 года является протоиерей Виктор Зырянов.

 

 

Убранство Быньговской церкви


Источники:
1. Христолюбов М. (священник). Краткий исторический очерк Быньговского храма и прихода // Екатеринбургские епархиальные ведомости (ЕЕВ). - 1897. - № 2.
2. Пермские епархиальные ведомости (ПЕВ). - 1871.- № 40.
3. Пермский епархиальный Адрес-календарь / сост. Н. Д. Топорков. – Пермь, 1882.
4. Рыбчак С. (протоиерей). Полевской исторический синодик. – Полевской: Издательский совет Петро-Павловского прихода, 2008.
5. ПЕВ. - 1882. - № 45.
6. ЕЕВ. - 1912. - № 30.
7. Екатеринбургский епархиальный адрес-календарь / сост. А. Серебреников (священник). – 1886.
8. Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 год / сост. П. П. Сребрянский (священник). Екатеринбург, 1909.
9. ЕЕВ. - 1899. - № 13.
10. Рискин В. Тютняры… люди судьбы // Челябинский рабочий. – 2005. - 30 авг.
11. Бортникова Т. Встреча. Об истории храма в честь Сретения Господня п. Старопышминск. - Екатеринбург: Шторм-Техно, 2010.
12. Щербина Д. Е. Православный Верх-Нейвинск: прошлое и настоящее. Новоуральск, 2011.
13. Он же: В память вечную будет праведник. Житие священномученика Иоанна Вишневского. Новоуральск, 2011.
14. ЕЕВ. - 1905. - №№ 23, 24.
15. Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. – Екатеринбург, 1915.
16. Лавринов В. (священник). К 200-летию со дня освящения Никольского храма с. Быньги // Православная газета. - 1996. - № 17.
17. Лавринов В. (протоиерей). Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. - Екатеринбург: Уральский университет, 2001.
18. Лавринов В. (протоиерей). Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1945). - М.: Крутицкое подворье, 2007.

Copyright © Щербина Д. Е., 2015. Все права защищены

Категория: История и краеведение | Добавил: Uralizdat (21.04.2015) | Автор: Денис Щербина
Просмотров: 2293 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.8/16
Всего комментариев: 2
-1
2  
день добрый, прошу Вас помочь, нет ли у Вас контактов нынешнего настоятеля Виктора Зырянова или точный адрес, куда можно ему написать.
Спасибо Вам огромное.

1  
Если у вашего автора еще сведения. Нужны данные о невьянских отцах, церквях.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]