Главная » Каталог издательства » Печатные издания » Научная и методическая литература

Профессиональная подготовка инвалидов с психическими нарушениями к трудовой деятельности
15.08.2014, 11:52
Профессиональная подготовка инвалидов с психическими нарушениями к трудовой деятельности (трудовая адаптация и сопровождение на начальных эта-пах трудовой занятости/трудоустройства). Методические рекомендации /сост. А. Ф. Покидышева, В. И. Симакова (АНО НПСПО “Благое дело”) – Верхний Тагил: Уральское провинциальное издательство (ИП Чумаков С. В.), – 2014. – 24 с.
ISBN 978-5-905991-06-6
При содействии Министерства социальной политики Свердловской области
Фото из архива АНО НПСПО “Благое дело”
 
Содержание:
Введение
Методологические основы реабилитации инвалидов с психическими нарушениями
Индивидуальная программа трудовой адаптации и сопровождения инвалида на рабочем месте (карта-маршрут)
Особенности и методики профессиональной подготовки инвалидов с психическими заболеваниями к трудовой деятельности
Значение социальных факторов для адаптации в условиях открытого рынка труда
Список использованной литературы
Приложение: Карта –профессионального маршрута
 

 
Введение
Формирование современной политики в области социальной защиты лицам с ограниченными возможностями требует одновременного решения двух задач:
- с одной стороны обеспечение социальной защищённости и создание возможностей для полноправного доступа ко всем материальным и духовным благам общества;
- с другой -  содействие им в посильном осуществлении своих обязанностей как членов общества.
Трудовая занятость инвалидов – это возможность для самореализации, получения экономической независимости, мотивации активной жизненной позиции и участия в общественной жизни. Но в условиях современной рыночной экономики трудозанятость инвалидов является самым проблематичным вопросом, его решение требует объединения усилий специалистов по профессиональной реабилитации, специалистов центров занятости, общественных организаций, родителей, работодателей, самих инвалидов.
Такая ситуация обусловлена не только состоянием доступности внешней среды (пандусы, специальный транспорт), но и узким спектром предложений от работодателей, имеющих ограниченное мнение в отношении способностей инвалидов, отсутствием разнообразных форм трудозанятости, необходимостью подготовки к труду и сопровождению инвалидов специалистами на первых этапах трудоустройства. Немаловажно, что и сами инвалиды имеют низкую активность и не мотивированы к труду, это связано и с неудачным предыдущим опытом трудоустройства на открытом рынке труда, и с индивидуальными особенностями, и с отсутствием системы мотивации инвалидов к труду.
Адаптировать инвалида к труду - значит подготовить его как работника, способного выполнять свои трудовые обязанности качественно и в определённом объеме. Адаптировать - значит найти способы оптимального выполнения инвалидом его функциональных обязанностей, включения в коллективные отношения, с учетом медицинской и социальной причины его инвалидности, тяжести заболевания, личностных особенностей, возраста, социального статуса, семейного положения, среды обитания и других факторов.
Для людей с психическими нарушениями, которые могут работать и выполнять посильный труд, сопровождение специалистов имеет особое значение. Нестабильность их состояния и низкий уровень социализации в коллективе требует особого (индивидуального) подхода.
Специалист должен определить эффективную сферу профессиональной траектории (карта–маршрут), с учётом влияния на стабильность их психо-эмоционального состояния вида труда, нагрузки, ритм труда, окружение, положительный эмоциональный фон.
Труд в художественно-ремесленных мастерских для инвалидов данной группы оптимален и эффективен, т. к. в процессе отсутствует монотонность и тяжелые физические нагрузки, технология разделена на элементы, простые и доступные для выполнения.
Натуральные материалы и технология традиционных приёмов ручного труда имеют позитивное воздействие на человека (гармонизация эмоциональной сферы, развитие моторики). Творчество развивает интерес к созидательному труду (мотивация), освоение различных ремесел выявляет склонности, задатки и целевые установки (профессиональная ориентация), разделение технологии изготовления изделия на элементы позволяет овладеть практическими навыками и закрепить их на практике (трудовая адаптация), совместная деятельность в бригаде учит взаимодействию и ответственности за результаты совместного и личного труда (социализация). Организация выставок-продаж продукции мастерских включает инвалидов в процесс коммуникации с другими людьми, даёт навыки представления себя в обществе - это является необходимой подготовкой для их дальнейшего успешного трудоустройства.
Соединение интереса к труду через творческое самовыражение при создании ремесленного изделия и постепенное включение инвалидов в процесс труда, через пошаговое освоение ремесла и формирования навыков эффективных коммуникаций в коллективе, позволяет адаптировать инвалидов и подготовить их к трудовой деятельности. Будущее место их работы может быть организовано и в мастерской, где проходил процесс адаптации, и на дому, в виде самостоятельной деятельности. Адаптированные инвалиды могут претендовать на вакансии, представленные на открытом рынке труда и включиться в обычную трудовую деятельность.
Но следует признать, что большая часть инвалидов с психическими нарушениями не смогут быть конкурентно-способными в современных условиях, их деятельность возможна только в специально организованных условиях с постоянной поддержкой специалистов, а производственный процесс должен быть обеспечен заказами, которые они в состоянии выполнить качественно и в срок.
Просмотров: 725 | Добавил: Uralizdat | Рейтинг: 0.0/0 | Теги: реабилитация, инвалиды, методические рекомендации, АНО Благое дело
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]